Russian Elevator Week 2023
Презентация ЖКХ mix 2015
Презентация ЖКХ mix 2015
Справочник ЖКХ mix 2024-2025

Сносить нельзя ремонтировать

Жители одного из домов в Колпино боролись за его расселение и снос, но добились капитального ремонта, которого совершенно не хотят. Ремонт не решит проблем ветхого дома, считают они. Но чиновникам проще заплатить за ремонт, чем за расселение жильцов. В ситуацию вмешался ОНФ
Улица Павловская в Колпино. С одной стороны - красивый новый дом и еще несколько на подходе. Они строятся в рамках проекта реновации старого квартала. С другой стороны - двухэтажный дом 1939 года постройки, затянутый строительной сеткой. Еще недавно точно такие же дома стояли на той стороны улицы, где идет реновация. Но их жителей расселили, дома снесли, а на их месте теперь строится новое жилье. На противоположной стороне улицы хотят добиться того же самого.
«Плесень, грибок, постоянная сырость, - перечисляет молодая мама Виктория Кузнецова. - Сквозит из трещин, мыши бегают прямо по подоконнику. Пол проваливается из-за сырости». В таких условиях женщина вынуждена растить своего двухмесячного ребенка.
Чиновники сразу из нескольких ведомств вежливо кивают, слушая одни и те же жалобы от жильцов каждой из квартир первого этажа. Дом на Павловской улице, 41 не имеет подвала и системы водоотведения. В результате вода скапливается под полами квартир, а в самих квартирах - удушливо влажно. Чтобы хоть как-то просушить помещения, Виктория Кузнецова не выключает на кухне газ. В другой квартире фанерный щит прикрывает дыру в полу диаметром в полметра. Немногим лучше обстоят дела на втором этаже: во многих квартирах трещины на потолке и на стенах, следы протечек.
Уставшие бороться за улучшение своих условий жильцы недавно обратились в Центр мониторинга благоустройства городской среды Общероссийского народного фронта (ОНФ). После этого в дом на Павловской приехала комиссия из представителей Государственной жилищной инспекции в Санкт-Петербурге, администрации Колпинского района, районного жилищного агентства, Фонда капремонта и управляющей компании.
«Я четко помню, когда мы заселялись сюда 40 лет назад, в документах было крупно написано "Дом не подлежит капитальному ремонту"», - вспоминает живущая здесь Татьяна. Она приехала из другого города работать на Ижорский завод, и выбирать, где жить, ей не приходилось.
Нынешние чиновники придерживаются другого мнения: они решили, что ремонтировать дом можно и нужно. Собственно, поэтому он и затянут строительной сеткой. В настоящее время производится капремонт фасада, так что в скором времени за его внешний вид можно будет не волноваться. В прошлом году отремонтировали крышу, в этом хотят успеть поменять инженерные сети. Электропроводка, которую даже «Петроэлектросбыт» признал обветшавшей, в ближайших плана ремонта не значится.
«Вы делаете ремонт фасада, но внутренность дома - все гнилое. Грибок, сырость, трещины по всему дому», - возмущается Инна Чиркова, избранная председателем совета собственников жилья. Вот уже десять лет она борется за то, чтобы дом признали аварийным, а жителей расселили в пригодные для жизни дома.
В 2011 году Жилищное агентство Колпинского района заказало экспертизу дома. Эксперты пришли к выводу, что дом находится в «ограниченно-работоспособном состоянии» и подлежит капитальному ремонту. Это означает, что жильцов если и расселят, то лишь на время проведения ремонтных работ. Именно так и произошло в одной из квартир на втором этаже.
«Заменили прогнившие балки, поставили новые, все выровняли, сделали полностью ремонт, заштукатурили, поменяли окна. И все, семья недавно въехала», - рассказывает директор жилищного агентства Колпинского района Мария Орлова. Сами хозяева квартиры в день проведения комиссии отсутствовали, но и так известно, что они идею полного расселения дома не поддерживают. В отличие от большинства других жителей.
В ответ на многочисленные жалобы Жилинспекция предписала приблизить сроки капремонта: изначально его внесли в план на 2023-2030 годы (предполагалось, что до этого люди будут жить с текущей крышей). Жители сопротивлялись как могли. «Какой смысл это ремонтировать?» - возмущались они. И хотя капремонт требует согласования с жильцами, чиновники всякий раз находили возможность его провести, ссылаясь на неправильно составленные протоколы общих собраний. Даже избранный председатель совета собственников, по их мнению, легитимностью не обладает, так как выборы якобы провели с нарушениями.
В начале 2017 года жители заказали собственную экспертизу у лицензированной организации. На этот раз вывод был таков: «Общее техническое состояние строения жилого дома характеризуется значительным снижением несущей способности и эксплуатационных характеристик строительных конструкций и всего строения жилого дома, при котором существует опасность для нахождения людей и сохранности имущества (недопустимое состояние)». Эксперт, которому комиссия позвонила по телефону, подтвердил: ремонтировать дом не только бессмысленно, но и опасно. Вживление металлических перекрытий в ветхую кирпичную кладку может привести к элементарному обрушению.
Районные чиновники сочли проведенное обследование неполным, поскольку эксперт не применял инструментальных исследований. Это обошлось бы в разы дороже, объясняют жители. «Мы проанализировали экспертизу 2011 и 2017 года. Выводы схожи», - рассуждает замглавы Госжилинспекции Илья Полтавский. Но в итоге подтверждает, что обследование должно быть произведено по всем правилам.
Замглавы Колпинского района Алексей Жуков советует жителям провести экспертизу поквартирно - тогда непригодными для проживания будут признаны отдельные жилые помещения. В этом случае людям точно так же предоставят другое жилье, но сама процедура будет более простой. К слову, именно так поступили власти Фрунзенского района в похожей ситуации с Фарфоровским постом. Но экспертиза жилых помещений тоже стоит денег.
Может, стоит немного напрячься?
Руководитель рабочей группы «Качество повседневной жизни» ОНФ в Санкт-Петербурге Павел Созинов считает, что есть возможность освободить жителей от расходов на экспертизу. «Мы договорились с Жилищной инспекцией о том, что она выставит предписание Жилищному комитету и районной администрации на проведение обследования», - сообщил он.
«Я думаю, что мы через пару-тройку недель соберемся вместе с главой района, разработаем план дальнейших действий, - объяснил глава рабочей группы ОНФ. - Одновременно жильцы должны провести общее собрание и официально избрать председателя совета дома, чтобы Жилищная инспекция подтвердила, что есть уполномоченное лицо в доме, с которым может общаться администрация. И людям нужно будет определиться: либо добиваться признания дома аварийным - очевидно, придется тогда жителям еще раз провести экспертизу и выходить в суд - либо признания квартир непригодными для проживания с обязательным расселением».
По мнению Павла Созинова, на проблему стоит посмотреть шире. «Тут встает вопрос об эффективности капитального ремонта ветхих домов, - рассуждает он. - Мы сейчас этот дом, может быть, и залатаем. Может, он и простоит еще несколько лет. А есть ли смысл-то деньги на это тратить? Речь идет всего о 12 квартирах - может быть, надо подумать, поднапрячься, пустить дом под снос и продать земельный участок? Соседние дома снесли и на их месте строят новое жилье, коммерческое в том числе, значит, в этом есть эффективность. А так получается латание дыр».

12 июль 2017

Читайте еще, по этой и похожим темам: Пока потолок не рухнет
ОНФ оценил состояние жилищного фонда
Капремонт ускользает из рук
Тайная жизнь расселенных домов
Откройте дверь ремонту

2013-2023
© Ленинградский ритм

Поддержка сайта