Тайная жизнь расселенных домов
В Невском районе Санкт-Петербурга все еще не завершился процесс расселения аварийного жилья. А в тех домах и квартирах, которые все-таки расселили, обнаружены признаки загадочной жизни
Улица Бабушкина, дом 133, корпус 1, известный также как литера М. Утро рабочего дня застает в видавшем виды и изрядно обветшавшем здании обычную суету. Из подъездов выходят спешащие на работу люди, во дворе играют дети, радующиеся наступившим каникулам. Официально всего этого быть не должно. Дом признан аварийным и почти полностью расселен.
Нерасселенными остались лишь две квартиры, сообщили в администрации Невского района. В одной недавно умерла пожилая женщина, с которой была достигнута договоренность о ее переселении в другую квартиру. Наследники вступают в свои права и хотят получить компенсацию деньгами.
Собственник другой квартиры находится в местах лишения свободы. Недавно его мать получила доверенность и оформляет документы на обмен жилья, пояснили в администрации.
Почти каждый встречный житель этого «расселенного» дома говорит любому, что снимает жилье. И почти по каждому видно, что он приезжий.
Как после войны
Компания асоциальных и уже с утра не особо трезвых граждан присаживается на обломки дома 93, корпус 5, литера В по улице Седова. Этот дом, как и его «брат-близнец» напротив, когда-то был красавцем, выделяясь на фоне малоэтажной послевоенной застройки вычурным фасадом. Сейчас он тоже выглядит как после войны: обрушившиеся перекрытия, выбоины на стенах. Дом признали аварийным, расселили, после чего он, не дожидаясь решения «сверху», заселился бомжами.
Жители соседних домов страдают от такого соседства. Оксана Эфроимовна говорит, что боится за свою маленькую внучку. С бомжами соседствуют бездомные собаки и крысы, рассказывает она. А недавно кто-то разломал детскую площадку, и в этом женщина тоже винит асоциальных соседей.
В этом квартале так называемых «немецких коттеджей», расселили сразу несколько аварийных домов, и часть из них была отремонтирована и превращена в так называемые «доходные дома» - цивилизованную форму заселения трудовых мигрантов. Еще несколько ушли с молотка и были снесены. Пока что инвесторы не спешат что-то строить на их месте, видимо ожидая улучшения экономической ситуации.
Но несколько домов так и стоят в виде руин и прибежищ для бомжей. В отсутствие внятной официальной информации среди местных жителей рождаются самые невероятные слухи. «Тот дом кто-то купил и не могут найти кто», - показывает Оксана Эфроимовна на дом 93, корпус 4, литера Б. «В этом доме и в соседнем проходят коммуникации. Без хозяина они сломать не могут», - объясняет она свою версию.
Гостиницы и лаборатории
Скопления аварийных домов можно видеть и в других местах Невского района. Около станции «Сортировочная» один из них отремонтировали и превратили в гостиницу. Соседний ремонтируют в данный момент и, по словам рабочего, он тоже станет гостиницей. Еще несколько расселенных домов ждут своей участи.
Несколько бывших общежитий расселили на улице Бабушкина - от улицы Крупской до Дудко. Все они законсервированы, и «неучтенной жизни» в них не наблюдается. Около одного из зданий - экскаватор и свежевырытая яма. «Здесь будет лаборатория дирекции транспортного строительства, - объясняет рабочий. - Будет капитальный ремонт. Стены остаются, все внутри заново сделают».
Местная жительница Валентина считает, что неплохо было бы заняться и соседними домами, которые не признаны аварийными. «Посмотрите, какие у нас пороги», - показывает она на покосившееся крыльцо одного из домов. Порог, как и другие детали крыльца, идет волнами и явно нуждается в капитальном ремонте.
Без комментариев
Дом на улице Бабушкина, 18, когда-то был украшением квартала - жилмассива рабочих-текстильщиков (1920-х годов постройки). Сейчас интересный образец конструктивизма, выявленный объект культурного наследия стоит с выбитыми окнами и ободранной штукатуркой. В проемах видны металлические стяжки, то есть о его сохранении все-таки заботятся. Но кто и как - понять решительно невозможно.
Слышно, что в здании идут работы, в одном из окон появляется рабочий с инструментами. Завидев фотокамеру, он ретируется внутрь. Еще один рабочий выходит покурить и вроде бы соглашается пообщаться, но после звонка начальству внезапно меняет решение и также скрывается. Никаких информационных щитов на здании нет. В 2014 году все квартиры в этом доме были проданы на торгах единым лотом. Так поступают, когда хотят продать здание, но обеспечить его сохранность. С тех пор компания-покупатель никак не проявила себя и свои намерения. Во что превратится здание в итоге, общественность, видимо, узнает в последний момент.
Подводя итог, можно порадоваться, что большинство жителей аварийного жилья в Невском районе на данный момент покинули непригодные для жизни квартиры. Освободившиеся же здания и земельные участки пока что лишь изредка находят себе новое применение. А некоторые и вовсе используются совсем не так, как стоило бы.
3 июнь 2016
Читайте еще, по этой и похожим темам: Объявлен конкурс на разработку документации по капремонту расселенных домов в центре Кронштадта
Расселение аварийных домов и соцнайм: планы на будущее
На общежития для дворников потратят около 2,5 млрд рублей
Кондратьевский жилмассив стал объектом культурного наследия регионального значения
Общественники посвятили начало ноября проверке отремонтированных фасадов в Невском районе