Пока потолок не рухнет
Продолжая изучать, как расселяют аварийное жилье в разных районах города, изучим Фрунзенский район, где жители больше трех лет добивались признания своего дома аварийным, а другие дома расселялись в интересах компании-инвестора
Троица уже заметно нетрезвых к 10 утра мужчин устраивается на скамейке около дома на Воронежской улице, 45. Дом выглядит заброшенным: окна выбиты, двери заколочены. Правда, к окну на втором этаже привязана свисающая вниз веревка, а внизу к стене приставлена доска. То есть у мужчин будет возможность спрятаться под крышу, например, в случае непогоды. «Лет пять назад расселили, может больше», - говорит один из них. На вопрос куда, отвечает: «В Купчино, на Софийскую».
За ближайшим перекрестком видны два других расселенных дома. По данным архитектурных форумов, дом на Курской, 11, расселяли в 2015 году, жителей переселили в Красносельский район. Соседний дом на Воронежской, 72 - несколько раньше. Скопление разбитых зданий придает кварталу депрессивный вид и привлекает асоциальных личностей. Горы пустых бутылок и следы пожаров видны и около находящегося неподалеку дома № 63 на набережной Обводного канала.
В интересах реновации
Еще чуть дальше находится в таком же состоянии дом № 216 по Лиговскому проспекту. Житель соседнего дома уверяет, что его скоро сломают. Зная, что зданию больше 100 лет и оно находится в зоне сложившейся исторической застройки, в это трудно поверить. Однако квартал, ограниченный Лиговским проспектом, Прилукской, Растанной и Тамбовской улицами передан под реновацию. Более того, как минимум один из расселенных здесь домов (на Прилукской, 25) уже снесен. На картинке, выложенной на сайте компании «СПб Реновация», реализующей проект, вместо дома по адресу Лиговский проспект, 216, обозначено новое здание.
Предполагалось, что «СПб Реновация» будет сносить дома первых массовых серий - так называемые хрущевки, а людей переселять в строящееся в этих же кварталах новое жилье. Про снос исторических зданий речь не шла, равно как не предполагалось, что город окажет помощь инвестору, расселяя жителей за свой счет и отнюдь не в этот же самый район. Между тем, это практикуется в разных районах города, например в Калининском и Красногвардейском.
Затерянные за промзоной
Зато чиновники Фрунзенского района гордятся тем, что у них не осталось нерасселенного ветхого и аварийного жилья. «Администрацией района к настоящему моменту полностью решена задача по ликвидации аварийного фонда: расселены все 18 домов, признанных аварийными и непригодными для проживания», - сообщили в пресс-службе районной администрации. Но это не совсем так.
Снаружи дом на улице Фарфоровский пост, 2, не выглядит сильно «убитым». Но, приглядевшись, можно увидеть трещины на кирпичной кладке. «Когда дождь идет, вода к нам сквозь стены просачивается», - говорит местный житель.
А вот внутри дома действительно страшно. Живущая здесь с двумя маленькими детьми Мария показывает потолок своей квартиры. Видно, что штукатурка падала с него кусками. Страшнее всего в санузле. По словам Марии, соседи сверху стараются не заходить в него вдвоем и не ставят туда стиральную машинку, просто чтобы не провалиться этажом ниже. «Жилконтора нам даже сказала: пользуйтесь туалетом очень аккуратно», - говорит Мария. Отслаивается штукатурка и по стенам. Деревянные доски пола, под которым нет подвала, покрыты плесенью. Ремонт делать бесполезно. «Только начинаешь что-то делать - все начинает рушиться», - вздыхает Мария. При этом до недавнего времени женщина исправно платила 184 рубля в месяц за капремонт.
Этот дом, как и его сосед под номером 4, как раз относится к хрущевкам, но никакому инвестору он не интересен. Здания-соседи затерялись между железной дорогой и промзоной. «Когда “Сапсан” проходит, диван трясется», - говорит еще одна жительница дома № 2 и тоже молодая мама Ксения. Сначала дома относились к Невскому району, потом достались Фрунзенскому.
Жительница дома № 4 Ольга Георгиевна утверждает, что ее дом признали непригодными для постоянного проживания еще в 1979 году и поэтому не дали приватизировать. «Мы бы давно сами решили свои вопросы, если бы вовремя приватизировали квартиры - продали, с какими-то доплатами поменяли, могли бы улучшить свои условия», - говорит она. Но так или иначе дом № 4 в адресных программах расселения аварийного жилого фонда не числится.
А соседям из дома № 2 повезло. В апреле 2015 года здесь побывала инспекция Общероссийского народного фронта, которая была шокирована увиденным. Правда, чтобы дом признали аварийным, понадобился еще год. «Мы писали всевозможные обращения и куда только не обращались, - вспоминает депутат Законодательного собрания Санкт-Петербурга от Фрунзенского района Алексей Палин. - Мы провели с жильцами три экспертизы независимых, - продолжает он. - Мы долбали на протяжении двух с половиной лет, если не больше».
В мае жильцы получили письма из районной администрации о признании их жилья аварийным. Но когда и куда их переселят, в них ничего не говорилось. Марии пришлось писать запросы, чтобы наконец получить ответ о том, что расселением будет заниматься жилищный комитет. В последнем не смогли оперативно прокомментировать судьбу жителей дома № 2 на улице Фарфоровский пост.
Невыгодно
Алексей Палин говорит, что дома на Фарфоровском посту не единственные во Фрунзенском районе, которые чиновники отказываются признать аварийными, несмотря на очевидные проблемы. Такое же жилье есть на Воронежской, Тамбовской, Боровой, говорит депутат. В качестве примера он приводит дом на Боровой, 44. «Там мы не смогли добиться признания, что дом аварийный, но по результатам экспертизы есть подтверждающий документ, что одна из стен является аварийно опасной. Вот такая формулировка. А вся квартира - нет. Ну, бред же», - недоумевает Алексей Палин.
Чиновникам невыгодно признавать разрушающиеся дома аварийными, делает вывод парламентарий. «Потому что как только город признает, что дом аварийный, наступает тут же неотвратимая обязанность предоставить его жителям другое жилье за государственный счет, - объясняет он. - Это не приветствуется у нас».
Подробнее: https://ok-inform.ru/stroitelstvo/zhkkh/68048-poka-potolok-ne-rukhnet.html
1 август 2016
Читайте еще, по этой и похожим темам: Тайная жизнь расселенных домов
Объявлен конкурс на разработку документации по капремонту расселенных домов в центре Кронштадта
До 2017 года в Благовещенске планируют расселить 420 аварийных домов
Бюджет региональной программы капремонта может уменьшиться на 30%
Дмитрий Ионин: УК могут начать фальсифицировать протоколы собраний по капремонтам