Капремонту добавят контроля
Большая часть многоквартирных домов, прошедших капремонт, были отремонтированы некачественно, выяснили активисты Общероссийского народного фронта. Эксперты предлагают различные способы усиления контроля за качеством работ
Данные экспертов обсудили в Петербурге на совместном заседании рабочей группы ОНФ «Качество повседневной жизни» и координационного совета по развитию строительной отрасли Северо-Западного федерального округа.
Помощник полномочного представителя президента РФ в СЗФО Сергей Зимин отметил, что к 2017 году в округе по программе переселения из ветхого и аварийного жилья необходимо построить 1 млн 169 тысяч квадратных метров и обеспечить достойные жилищные условия 73 тысячам граждан. По итогам прошлого года построено 480 тысяч квадратных метров. Вместе с низкими темпами реализации программы помощник полпреда отметил проблему низкого качества построенных объектов и постоянно растущее число ветхих и аварийных домов. Вопросы капитального ремонта являются логическим продолжением проблем на рынке жилья.
Павел Созинов, руководитель рабочей группы «Качество повседневной жизни» регионального штаба Общероссийского народного фронта в Санкт-Петербурге, член санкт-петербургского регионального штаба ОНФ, рассказал о деятельности Народного фронта в рамках мониторинга «600-го» майского указа и поручений президента РФ по итогам второго «Форума действий» ОНФ в области капремонта.
«Напомню, что изучение ситуации с капитальным ремонтом в регионах России демонстрирует возрастающую актуальность задач, поставленных в поручениях президента РФ Владимира Путина по итогам второго “Форума действий” ОНФ. И эти новые поручения затрагивают вопросы регулирования деятельности региональных операторов. Мы следим за исполнением этих поручений, потому что они призваны решить назревшие проблемы граждан», - сказал эксперт.
Павел Созинов отметил, что в Санкт-Петербурге по плану нужно ремонтировать до 2 тысяч домов в год. Вроде бы немало. Несмотря на то что за 10 лет капремонтом можно охватить весь Санкт-Петербург, количество немногим превышает 20 тысяч зданий. Но этот ремонт нельзя признать комплексным, в действительности он не будет носить капитальный характер. Так, зачастую в многоквартирных домах, где проводится капремонт, он не затрагивает всех поврежденных конструктивных элементов и инженерных систем зданий. То есть речь идет о выборочном ремонте, который может затрагивать, например, только фасады. Ремонт инженерных сетей может оказаться отнесенным на несколько лет. Но цифры прошедших капремонт домов почему-то везде разнятся, их достоверность вызывает сомнения. Если вы зайдете на сайт «Реформа ЖКХ», то увидите, что по многим объектам по ряду регионов данных нет. Или они предоставлены не полностью.
Это подтверждают и данные мониторинга хода реализации региональной программы капремонта общего имущества в многоквартирных домах, проведенного активистами ОНФ. Экспертному сообществу на заседании были представлены результаты экспресс-опроса собственников жилых помещений, в которых в 2015 году были проведены работы по капремонту. Активисты Общероссийского народного фронта в Санкт-Петербурге опросили 150 граждан, практически все респонденты констатировали, что мнение жильцов при определении перечня работ не учитывалось. Качеством конечного результата остались не удовлетворены две трети собственников. В 30% случаев работы были либо не выполнены, либо не завершены в срок.
Так, в Петербурге на Гаванской улице, 12, во время ремонта внутридомовых систем теплоснабжения затопило подвал дома. На Гаванской, 15, работы по ремонту внутридомовых систем электроснабжения начались, но не были закончены. Та же проблема на Псковской, 8. Не выполнены большинство работ и на Гаванской улице, 32 и 35. На Галерной улице, 11 жители были вынуждены доделывать работы по замене сетей теплоснабжения за свой счет, перечислил примеры координатор по организационной работе исполнительного комитета ОНФ в Санкт-Петербурге Андрей Рябоконь.
Пообщались «фронтовики» и с жителями. «Наиболее острые жалобы, которыми жители поделились, - это длительность выполнения работ, грязь в подъездах, не весь комплекс работ был в полном объеме выполнен, протечки, ну и качество работ», - резюмировал Андрей Рябоконь.
Не меньше проблем и в соседнем регионе - Ленинградской области. «Были факты, когда подрядчик, выходя на объект, подходит к выполнению работ формально и, выполнив работы, предусмотренные сметой, не задумывается о дельнейших последствиях, - рассказал сопредседатель регионального штаба ОНФ в Ленинградской области Александр Кузьмин. - Так, при выполнении ремонта фасадов на одном из объектов подрядчик просто не установил водоотливы, потому что они не предусмотрены сметой, соответственно его работу спустя какое-то время необходимо переделывать. При замене кровли ремонт фасада не предусмотрен, поэтому места примыкания кровли и фасада не восстанавливаются после ремонта. Есть такие факты, когда приходит на объект подрядчик, ему необходимо поменять трубы, он ломает пол, ремонтирует трубы, а пол не восстанавливает».
Надежда на экспертизу
Проблема в том, что работы по капремонту недостаточно контролируют, заключили в ОНФ. Соответствующие контрольные функции возложены на жилищные инспекции, которые зачастую подчиняются тем же вице-губернаторам или министрам, которые курируют сами работы. Выходит, что они проверяют сами себя.
«Не везде на сегодняшний момент у нас государственные жилищные инспекции принимают активное участие в надзорных и контрольных мероприятиях, - посетовал член регионального штаба ОНФ в Санкт-Петербурге Павел Созинов. - Было предложение Минстроя, которое поддержано отчасти нами, - это перевод функционала и подчинение ГЖИ главам субъектов. Насколько я знаю, исполнительность у нас достаточно низкая, не во всех субъектах по тем или иным причинам это было сделано».
Кроме того, ОНФ предлагает ввести еще один уровень надзора. «Серьезным упущением в процессе организации и проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах является отсутствие государственного строительного надзора, - говорится в докладе фронта. - В условиях, когда на капитальный ремонт тратятся огромные деньги граждан, государственный строительный надзор крайне необходим. Являясь незаинтересованной стороной во взаимоотношениях регионального оператора и подрядной организации, орган власти, осуществляющий государственный строительный надзор, будет способствовать эффективному использованию фондов капитального ремонта».
Как вариант - предлагается проводить обязательную экспертизу проектной документации на работы по капремонту. «Несмотря на то что согласно действующему законодательству работы по капитальному ремонту не подлежат обязательной экспертизе, в большинстве случаев, когда расходуются бюджетные средства на проведение какого-либо вида подобных работ, заказчики или те организации, которые выполняют работу, обращаются в экспертизу, прежде всего для того чтобы провести проверку достоверности сметной стоимости», - привел пример первый заместитель директора СПб ГАУ «Центр государственной экспертизы» Игорь Юдин.
Он уверен, что экспертиза - это дополнительный контроль на этапе подготовки документации. «Эксперты, которые проверяют предоставленные материалы и подписываются (под ними. - Ред.), несут за это законодательно установленную ответственность», - сказал он.
Поддержал инициативу и помощник полномочного представителя президента РФ в Северо-Западном округе Сергей Зимин. «Без заключения экспертизы деньги по контракту выплачены быть не могут. Вот на такой жесткой формулировке настоять, мне кажется, надо», - заявил он.
Тысячи экспертиз
Но у тех, кто непосредственно занимается капремонтом, нашлись свои возражения. Так, Фонд капремонта Петербурга намерен выполнить в 2016 году 2 700 видов работ. «Соответственно - 2 700 комплектов документов необходимо будет проверить и провести их экспертизу», - заявил генеральный директор фонда Денис Шабуров. Он напомнил о том, что экспертиза является платной, и предположил, что в некоторых случаях ее стоимость может превысить стоимость самих работ. «Я помню проект в Приморском районе - капитальный ремонт сетей электроснабжения стоимостью 50 тысяч рублей. Можно сопоставить стоимость экспертизы и стоимость сметы», - привел пример Денис Шабуров.
«Учитывая, что Фонд капитального ремонта оперирует небюджетными средствами, он вправе обратится в любую экспертизу, аккредитованную на подобные виды работ. При этом есть возможность сформировать приемлемые цены на экспертизу, которые в целом не окажут существенного влияния на стоимость работ», - разъяснил собравшимся Игорь Юдин.
Он рассказал, что у Центра государственной экспертизы был опыт сотрудничества с администрацией одного из районов Санкт-Петербурга: был заключен договор о проведении экспертизы на различные виды капремонта, при этом стоимость услуг была очень невысокая. Главной целью в проведении подобной экспертизы является обеспечение оптимального расходования бюджетных средств и средств из фонда капремонта, а не достижение увеличения доходности организации, которая проводила экспертизу. В подобных случаях Центр госэкспертизы выполняет прежде всего задачу, возложенную на него государством в целях защиты интересов жителей Санкт-Петербурга.
Председатель комитета по жилищно-коммунальному хозяйству и транспорту Ленинградской области Константин Полнов, в свою очередь, перечислил тех, кто контролирует работы по капремонту сейчас. «Акт выполненных работ подписывается со стороны Фонда капитального ремонта, который имеет отдел строительного надзора, подписывается представителем муниципалитета, представителем собственников, представителем комитета и представителем Государственного жилищного надзора. То есть вот столько представителей подписывают акт выполненных работ. Достаточно это или нет - это дискуссионный вопрос. Потому что даже подписать у представителей дома бывает непросто, и мы сталкиваемся с тем, что месяцами собственники не подписывают, пока их замечания не будут устранены», - рассказал чиновник.
По итогам заседания члены координационного совета по развитию строительной отрасли Северо-Западного федерального округа договорились внимательно изучить представленные предложения и продумать пути повышения качества капремонта.
5 апрель 2016
Читайте еще, по этой и похожим темам: Технадзор за качеством капремонта в Петербурге будут проводить сразу несколько профильных структур
Фонд капремонта объявил конкурсы на 914,4 млн рублей
Капремонт в Ленинградской области-2015
Краткосрочный план реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Санкт-Петербурге на 2014 год.
В Ленинградской области завершен капитальный ремонт 88 многоквартирных домов в рамках реализации 185-ФЗ