Вопросы нормативной базы по системам диспетчеризации зданий и сооружений
Данная статья посвящена вопросам нормативной базы по системам диспетчеризации зданий и сооружений.
Автоматизированная система управления и диспетчеризации инженерного оборудования должна обеспечивать централизованный мониторинг оборудования инженерных систем и систем безопасности зданий, диспетчеризацию и управление инженерными системами.
Нормативная база является основой на всех этапах жизненного цикла систем диспетчерского контроля- таких как разработка и производство оборудования, проектирование, монтаж, пуско-наладка, эксплуатация, техническое обслуживание.
Следует заметить, что единого документа, предъявляющего требования к системам диспетчеризации нет. Технические требования разбросаны по ряду нормативных актов, не всегда соответствующих друг другу. Следствием этого является недостаточная информированность заказчиков, проектировщиков и владельцев систем диспетчеризации о требованиях к таким системам. Разработчик и производитель конкурентно способных технических систем должен хорошо разбираться в действующей нормативной базе и быть связующим звеном между проектными, монтажными и обслуживающими организациями.
Стимулом для написания данной статьи послужила прошедшая 18.06.2019 техническая конференция для владельцев лифтов . Приведенный на конференции обзор нормативной базы по системам диспетчеризации весьма далек от действительности. В частности, имеется масса ссылок на несуществующий «СП 34441.2018 Свод правил по проектированию и строительству. «Системы электросвязи зданий и сооружений. Основные положения проектирования».
Есть ГОСТ с таким номером: «ГОСТ 34441—2018 ЛИФТЫ. Диспетчерский контроль. Общие технические требования», но в нем отсутствуют положения, на которые ссылается докладчик. Есть СП с таким названием: «СП 134.13330.2012 Системы электросвязи зданий и сооружений. Основные положения проектирования», в нем также отсутствуют положения, на которые ссылается докладчик.
Наконец, есть «СП 256.1325800.2016 (актуализированная редакция СП 31-110-2003) Электроустановки жилых и общественных зданий. Правила проектирования и монтажа». Судя по тексту, в докладе имелся в виду именно этот документ.
Следует заметить что, данный СП не входит в перечень ни к одному техническому регламенту, и требования данного документа не являются обязательными. В преамбуле СП говорится: «В своде правил рассмотрены вопросы, связанные с проектированием: искусственного освещения, электроснабжения, схем электрических сетей, распределительных и групповых сетей, защиты внутренних электрических сетей напряжением до 1000 В, электрического отопления и горячего водоснабжения». Большая часть данного СП этим вопросам и посвящена. Однако, последним пунктом СП 256.1325800.2016 значится п.18 «Основные технические требования к автоматизированным системам учета, контроля и управления». В данном пункте приведены общие требования по проектированию и размещению автоматизированных систем учета, контроля и управления. Помимо этого в СП предъявляются спорные требования к структуре АСУД, его программному обеспечению, приводятся требования к каналам связи. В частности:
18.6.1 Каналы связи, используемые для организации АСКУЭР и АСУД, могут быть построены на основе цифровых, аналоговых, спутниковых, радио- или сотовых систем связи.
18.6.2 Каналы связи должны обеспечивать возможность установления прямого и непрерывного соединения между АСКУЭР и АСУД.
18.6.3 Технические характеристики каналов связи должны обеспечивать скорость передачи информации в канале не ниже 24 кБит/с при коэффициенте надежности канала 0,9. При применении сотовых систем связи допускается работа на скорости 9,6 кБит/с, а при применении спутниковых систем – работа на скорости, определенной для этих систем.
18.6.4 Каналы связи должны быть постоянно подключены к АСКУЭР и АСУД, не
допускается их применение для иных целей.
На основании данных положений свода правил в докладе делается ошибочный вывод:
«Использование радиоканала общего пользования сетей связи стандарта GSM для диспетчеризации жилых зданий является нарушением требований СП 34441.2018 и ряда других документов, нормирующих законодательство в области связи» ..
Это говорится, несмотря на то, что еще в 2010г. Ростехнадзор утвердил Заключение экспертизы промышленной безопасности о соответствии комплексов «Кристалл-GSM» требованиям СП 31-110-2003 (исх. №10-5269 от 08.09.2010)
В дискуссию по поводу использования каналов GSM в 2015-2016г. было включено все лифтовое сообщество. Вопрос рассматривался в рамках VI Всероссийского съезда лифтовиков, на техническом семинаре «Диспетчерский контроль. Проблемы и пути их решения». В результате, в адрес Жилищного комитета СПб было направлено письмо от Национального лифтового союза ( Исх. № 258 от 15 апреля 2016 г.), в котором подтверждается правомочность использования каналов связи сотовых операторов в системах диспетчеризации лифтов. В актуализированной редакции СП диспетчеризация лифтов выведена из под противоречивых требований к АСУД в отдельную систему диспетчерского контроля лифтов (СДК).
Таким образом, применение каналов связи сотовых операторов в системах диспетчеризации давно стало общепризнанной нормой и используется большинством разработчиков и изготовителей систем диспетчеризации.
К сожалению, это не единственный факт, который вводит в заблуждение путем ссылок на несуществующие или не имеющие отношения к делу нормативные документы, выдергивания отдельных положений из контекста документа и т.п.
В связи с этим, представляется необходимым дать объективную картину действующей нормативной базы по системам диспетчеризации.
В соответствии с N 184-ФЗ О техническом регулировании:
«Особенности технического регулирования в области обеспечения безопасности зданий и сооружений устанавливаются Федеральным законом "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (384 ФЗ).
Помимо данного регламента, технические требования к системам диспетчеризации оказались разнесены еще по двум регламентам :
ТР ТС «О безопасности лифтов» и ТР ТС «О безопасности машин и механизмов».
Начнем с «ТР о безопасности зданий и сооружений».
В самом регламенте требований к системам диспетчеризации не представлено. Требования к системам диспетчеризации конкретизированы в документах, входящих в перечень к данному регламенту. В настоящее время в данном перечне имеется ряд СП, предъявляющих требования к системам диспетчеризации.
Общие требования представлены в
• СП 134.13330.2012 Системы электросвязи зданий и сооружений. Основные положения проектирования
Согласно данному СП система диспетчеризации определяется как Автоматизированная система диспетчеризации и управлении инженерным оборудованием (АСУД).
АСУД должны оснащаться все группы функциональных объектов. Требования данного СП не распространяются на: частные индивидуальные дома; транспортные сооружения (метро, мосты, эстакады, тоннели); защитные сооружения гражданской обороны; промышленные, технические и потенциально опасные объекты. АСУД должна обеспечивать централизованный мониторинг, диспетчеризацию и управление оборудованием инженерных систем комфорта среды обитания и безопасности эксплуатации зданий, включая эксплуатацию лифтов,
Объем диспетчеризации зависит от оснащения объектов инженерными системами.
В соответствии с данным СП с АСУД могут интегрироваться ряд других систем электросвязи зданий и сооружений, в том числе:
• Системы локальной автоматизации технологического оборудования, в части передачи информации о работе систем и тревожных ситуациях в АСУД;
• Система двусторонней голосовой связи с диспетчером объекта зон безопасности инвалидов и лифтовых холлов, где могут находиться инвалиды;
• Система диспетчеризации платформ подъемных для инвалидов и маломобильных групп населения;
• Система видеоконтроля работы платформ подъемных для инвалидов и маломобильных групп населения;
• Система доступа в подъезд для инвалидов и маломобильных групп населения.
Требования по диспетчеризации данных систем конкретизированы в других документах, которые рассмотрим далее.
В СП 134.13330.2012 предъявляются требования к техническим помещениям для размещения оборудования электросвязи, в частности:
« В каждом пожарном отсеке, рядом со слаботочным стояком (или вблизи от него) должны быть расположены специальные помещения для размещения оборудования систем электросвязи здания. Помещения должны быть глухими (без окон) и располагаться, как правило, на первом этаже здания с возможностью его посещения в любое время суток. Допускается размещение оборудования систем электросвязи в электрощитовой, при этом все шкафы и оборудование должны иметь степень защиты не ниже IР31 в соответствии ГОСТ 14254.
В технически обоснованных случаях допускается проектировать помещения для размещения оборудования систем электросвязи и на других этажах, чердаках и в техническом подполье»
Также в данном СП приведены требования к прокладке сетей систем электросвязи в том числе:
• Требования по устройству вводов в здания
• Требования по прокладке распределительных сетей по зданию
Еще один СП из перечня к «ТР о безопасности зданий и сооружений»:
• СП 113.13330.2012 Стоянки автомобилей
СП предписывает в автостоянках закрытого типа установку приборов для измерения концентрации СО и соответствующую сигнализацию в помещении с круглосуточным дежурством персонала. Данное требование логично разрешается интеграцией с системами диспетчеризации.
Следующий свод правил, входящий в перечень к регламенту и касающийся систем диспетчеризации это.
• СП 59.13330.2012 Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения
В данном СП установлено, что замкнутые пространства зданий, где инвалид, в том числе с дефектами слуха, может оказаться один, а также лифтовые холлы и зоны безопасности, должны быть оборудованы системой двусторонней связи с диспетчером или дежурным. Система двусторонней связи должна быть снабжена звуковыми и визуальными аварийными сигнальными устройствами.
Кроме того в СП 59.13330.2012 прописаны требования по диспетчеризации платформ для инвалидов. Данные требования конкретизированы в ГОСТ Р 55641—2013 Платформы подъемные для инвалидов и других маломобильных групп населения. Диспетчерский контроль.
Должно быть обеспечено доведение до диспетчера следующей информации:
• о срабатывании электрической цепи безопасности;
• об открывании дверей (крышек) шкафа управления и вводного устройства;
• о вызове обслуживающего персонала на переговорную связь.
Устройства диспетчерского контроля должны обеспечивать двухстороннюю переговорную связь между обслуживающим персоналом и лицами, находящимися на подъемной платформе.
Объем информации для диспетчерского контроля платформ может быть расширен за счет введения:
• видеоконтроля зоны работы платформы;
• дистанционного отключения/вкпючения энергоснабжения платформы;
• дистанционного отключения/вкпючения дополнительного освещения зоны работы платформы;
переговорной связи обсуживающего персонала с лицом, находящимся на посадочной площадке.
Имеется ряд документов, не вошедших в перечень к ТР «О безопасности зданий и сооружений», но представляющих интерес с точки зрения систем диспетчеризации. Это:
СП 256.1325800.2016 (актуализированная редакция СП 31-110-2003) Электроустановки жилых и общественных зданий. Правила проектирования и монтажа.
СП 256.1325800.2016. не входит в перечни к техническим регламентам. Следует понимать что, в соответствии с ФЗ «О техническом регулировании», не включенные в технические регламенты требования к продукции не могут носить обязательный характер. Тем не менее, требования по размещению и монтажу оборудования, приведенные в данном СП, представляются вполне разумными и могут быть использованы в работе. В Приложении к данному СП имеется таблица с объектами и объемами оснащения АСУД жилых и общественных зданий за исключением диспетчеризации лифтов.
Имеется еще один документ, касающийся диспетчеризации, это ВСН 60-89 Устройства связи, сигнализации и диспетчеризации инженерного оборудования жилых и общественных зданий.
Несмотря на то, что документ вступил в действие в 1990г. и содержит некоторые анахронизмы (ссылки на исполком Советов народных депутатов), он является наименее противоречивым и является наиболее полным с точки зрения объектов и объемов диспетчеризации. Эти данные приведены в Приложении 2 к ВСН. Следует учитывать, что требования по диспетчеризации лифтов, приведенные в данном документе, являются устаревшими и в этой части нужно использовать другие нормативные документы.
Диспетчеризация лифтов – отдельный раздел требований к АСУД.
В Техническом регламенте Таможенного союза ТР ТС 011/2011 БЕЗОПАСНОСТЬ ЛИФТОВ дается определение устройству диспетчерского контроля как техническому средству для дистанционного контроля за работой лифта и обеспечения связи с диспетчером. В требованиях к диспетчеризации определено следующее:
Оборудование кабины, предназначенной для перемещения людей, средствами для подключения к двусторонней переговорной связи, при помощи которой пассажир может вызвать помощь извне;
Должна предусматриваться возможность снятия сигналов
• о срабатывании электрических цепей безопасности;
• о несанкционированном открывании дверей шахты;
• об открытии двери (крышки) устройства управления лифта без машинного помещения.
Перечень стандартов к техническому регламенту в части диспетчеризации и служебной связи:
1. ГОСТ Р 53780-2010 (ЕН 81-1:1998, ЕН 81-2:1998)
"Лифты. Общие требования безопасности к устройству и установке"
Применяется до 15.02.2020
2. ГОСТ 33984.12016 (ЕН 81-1:1998, ЕН 81-20:2014)
"Лифты. Общие требования безопасности к устройству и установке. Лифты для транспортирования людей или людей и грузов"
Применяется с 01.11.2018
3. ГОСТ Р 56943-2016
"Лифты. Общие требования безопасности к устройству и установке. Лифты для транспортирования грузов"
Применяется с 01.11.2018
4. ГОСТ Р 52382-2010 (ЕН 81-71:2003)
"Лифты пассажирские. Лифты для пожарных"
5. ГОСТ 33652-2015 (ЕН 81-70:2003)
"Лифты пассажирские. Технические требования доступности, включая доступность для инвалидов и других маломобильных групп населения"
Требования к диспетчеризации лифтов сформулированы также в ряде ГОСТ, не вошедших в перечень к техническому регламенту.
Рассмотрим более подробно требования ГОСТ к диспетчеризации лифтов.
• ГОСТ 33984.1-2016 Лифты. Общие требования безопасности к устройству и установке. Лифты для транспортирования людей или людей и грузов
0.3.18 В тех случаях, когда на лифте одновременно работают два или более квалифицированных лица, между ними должна быть обеспечена двусторонняя переговорная связь.
5.2.1.6 Экстренный вызов персонала
Если отсутствуют средства, позволяющие самостоятельно освободится персоналу, заблокированному в шахте, места, где существует риск для персонала быть заблокированным (см. 5.2.1.5.1 (приямок), 5.2.6.4.(5.2.6.6.2?) 5.4.7(крыша кабины). должны быть оборудованы устройствами экстренного вызова или предусмотрена возможность подключения к двусторонней переговорной связи с обслуживающим персоналом. Эти устройства должны быть доступны из пространства безопасности для персонала.
5.2.6.6.2 Панель(и) для эвакуации и испытаний допжна(ы):
a) содержать устройства для выполнения операций по освобождению пассажиров согласно положениям 5.9.2.2.27. 5.9.2.3. 5.9.3.9. а также внутреннюю систему переговорной связи по 5.12.3.2;
5.12.3 Устройства экстренного вызова, система внутренней связи и устройства дислетчерского контроля
5.12.3.1 Должно быть предусмотрено устройство дистанционной экстренной связи (см. 5.2.1.6). обеспечивающее постоянную двустороннюю переговорную связь с квалифицированным персоналом, отвечающим за освобождение (эвакуацию).
5.12.3.2 Система управления лифта, предназначенная для перемещения людей, должна обеспечивать возможность подключения к двусторонней переговорной связи, при помощи которой пассажир может вызвать помощь извне.
5.12.3.3 Система управления лифта, предназначенного для подключения к устройству диспетчерского контроля, должна предусматривать возможность снятия сигнала с целью передачи от лифта к устройству диспетчерского контроля информации:
a) о срабатывании электрических цепей безопасности.
b) несанкционированном открывании дверей шахты в режиме нормальной работы.
c) об открытии дверей (крышки) устройства (панели), предназначенного для проведения эвакуации людей из кабины, а также проведения динамических испытаний на лифте без машинного помещения.
• ГОСТ Р 56943 Лифты. Общие требования безопасности к устройству и установке. Лифты для транспортирования грузов
5.5.3.12 Крыша кабины должна быть обеспечена средствами для подключения к двусторонней переговорной связи с помещением для обслуживающего персонала.
5.5.3.13 При верхнем расположении машинного помещения между машинным помещением и кабиной и (или) крышей кабины, машинным помещением и нижней этажной площадкой или приямком, а при нижнем расположении машинного помещения между машинным помещением и кабиной, машинным и блочным помещениями должна быть предусмотрена ремонтная телефонная или другая двусторонняя связь. При отсутствии машинного помещения такая связь предусматривается между местом установки устройства управления и кабиной, приямком (нижней этажной площадкой) и блочным помещением.
5.5.3.15 Система управления лифта, предназначенная для подключения к устройству диспетчерского контроля, должна предусматривать возможность снятия сигнала с целью передачи от лифта к устройству диспетчерского контроля информации:
а) о срабатывании электрических цепей безопасности;
б) о несанкционированном открывании дверей шахты в режиме "нормальной работы";
в) об открытии дверей (крышки), закрывающих устройства, предназначенные для проведения эвакуации людей из кабины, а также проведения динамических испытаний на лифте без машинного помещения.
• ГОСТ Р 52382-2010 Лифты пассажирские. Лифты для пожарных
5.7 Система связи лифта для пожарных
5.7.1 Кабина лифта для пожарных должна быть оборудована средствами для подключения к системе двухсторонней переговорной связи и обеспечения связи в режиме "Перевозка пожарных подразделений" (фаза 2) между диспетчерским пунктом или центральным пультом управления противопожарной защиты (ЦПУ СПЗ), если такие имеются, и кабиной лифта, а также с основным посадочным этажом.
5.7.2 Переговорная связь из кабины лифта должна осуществляться без применения телефонных трубок.
• ГОСТ Р 53780-2010 Лифты. Общие требования безопасности к устройству и установке.
5.3.4.11…. Для выполнения работ по эвакуации пассажиров должна быть
предусмотрена двухсторонняя связь между пассажиром в кабине
и обслуживающим персоналом, находящимся около устройства управления.
5.5.3.16. Крыша кабины и кабина, предназначенные для размещения людей, должны быть обеспечены средствами для подключения к двусторонней переговорной связи с помещением для обслуживающего персонала.
5.5.3.17 При верхнем расположении машинного помещения между машинным помещением и кабиной и (или) крышей кабины, машинным помещением и нижней этажной площадкой или приямком, а при нижнем расположении машинного помещения между машинным помещением и кабиной, машинным и блочным помещениями должна быть предусмотрена ремонтная телефонная или другая двусторонняя связь. При отсутствии машинного помещения такая связь предусматривается между местом установки устройства управления и кабиной, приямком (нижней этажной площадкой) и блочным помещением.
5.5.3.21. Система управления лифта, предназначенная для подключения к устройству диспетчерского контроля, должна предусматривать возможность снятия сигнала с целью передачи от лифта к устройству диспетчерского контроля информации:
а) о срабатывании электрических цепей безопасности;
б) о несанкционированном открывании дверей шахты в режиме "нормальной работы";
в) об открытии дверей (крышки), закрывающих устройства, предназначенные для проведения эвакуации людей из кабины, а также проведения динамических испытаний на лифте без машинного помещения.
ГОСТы не вошедшие в Перечень к техническому регламенту.
• ГОСТ Р55964-2014. Лифты. Общие требования безопасности при эксплуатации.
9.4 Устройство диспетчерского контроля работы лифта должно обеспечивать:
• двухстороннюю переговорную связь между диспетчерским пунктом и кабиной и крышей кабины, диспетчерским пунктом и машинным помещением, диспетчерским пунктом и основным посадочным этажом (при необходимости).
• Сигнализацию об открытии дверей шахты при отсутствии кабины на этаже в режиме нормальной работы;
• Сигнализацию об открытии дверей, окон, люков машинного (блочного) помещений или шкафов управления расположенных вне машинного помещения;
• Сигнализацию о срабатывании электрических устройств безопасности;
• Функционирование системы диспетчерского контроля не менее одного часа при прекращении энергоснабжения.
• ГОСТ 34441—2018 ЛИФТЫ. Диспетчерский контроль. Общие технические требования
4.2 Требования к двусторонней переговорной связи с диспетчерской службой
4.2.1 Устройство диспетчерского контроля должно обеспечивать передачу вызова и осуществление двусторонней переговорной связи между пользователями, находящимися в кабине лифта, и персоналом диспетчерской службы в соответствии с требованиями ГОСТ 33984.1 (подпункт 5.12.3.1)…
4.2.2 Устройство диспетчерского контроля должно обеспечивать передачу вызова и осуществление переговорной связи между персоналом, заблокированным в шахте (на крыше кабины, в приямке), и диспетчерской службой в соответствии с требованиями ГОСТ 33984.1 (подпункт 5.12.3.1).
4.3 Требования к дистанционному контролю за работой лифта
4.3.1 Устройство диспетчерского контроля, подключенное к системе управления лифтом, предусматривающей возможность снятия сигнала по ГОСТ 33984.1 (подпункт 5.12.3.3). должно обеспечить передачу информации:
а) о срабатывании электрических цепей безопасности;
б) о несанкционированном открывании дверей шахты в режиме нормальной работы;
в) об открытии дверей (крышки) устройства (панели), предназначенного для проведения эвакуации людей из кабины, а также для проведения динамических испытаний на лифте без машинного помещения;
г) сигнализацию об открытии двери машинного помещения.
Таким образом, должно быть обеспечено:
1. Двухсторонняя переговорная связь между диспетчерским пультом и кабиной лифта;
2. Двухсторонняя переговорная связь между диспетчерским пультом и крышей кабины лифта;
3. Двухсторонняя переговорная связь между диспетчерским пультом и машинным помещением (до15.02.2020);
4. Двухсторонняя переговорная связь между диспетчерским пультом и приямком ( с 15.02.2020 );
5. Сигнализация об открытии дверей машинного помещения (шкафа управления лифтом);
6. Сигнализация о срабатывании цепи безопасности лифта;
7. Сигнализация об открытии дверей шахты при отсутствии кабины на этаже (проникновение в шахту лифта);
8. Сигнализация об открытии дверей (крышки), закрывающих устройства, предназначенные для проведения эвакуации людей из кабины, а также проведения динамических испытаний на лифте без машинного помещения.
Для лифтов, предназначенных для транспортирования грузов, пункты 1 и 3 не применяются.
Помимо требований к диспетчерскому контролю, имеется ряд требований по служебной связи, выполняемых, как правило, оборудованием из линейки средств диспетчеризации. К этим требованиям относятся;
9. Для выполнения работ по эвакуации пассажиров должна быть предусмотрена двухсторонняя связь между пассажиром в кабине и обслуживающим персоналом, находящимся около устройства управления.
10. Кабина лифта для пожарных должна быть оборудована средствами для подключения к системе двухсторонней переговорной связи между кабиной лифта и основным посадочным этажом в режиме "Перевозка пожарных подразделений".
Таким образом, можно выделить объекты, подлежащие диспетчеризации в обязательном порядке, это:
Лифты, платформы подъемные для инвалидов, замкнутые помещения, где инвалид может оказаться один, подземные автостоянки, системы локальной автоматизации технологического оборудования, в том числе системы пожарной и охранной сигнализации.
Раассмотренные нормативные документы не включают в себя вопросы эксплуатации и технического обслуживания систем диспетчеризации. Эта большая тема может быть рассмотрена отдельно.
Несколько слов о требованиях по сертификации оборудования систем диспетчеризации.
По техническим характеристикам оборудование подлежит обязательной сертификации на соответствие требованиям ТР ТС 004/2011 «О безопасности низковольтного оборудования». Системы диспетчеризации должны соответствовать требованиям входящего в перечень к техническому регламенту ГОСТ IEC 60950-1-2011 «Оборудование информационных технологий. Требования безопасности». На этот же документ ссылается и ГОСТ 34441—2018 ЛИФТЫ. Диспетчерский контроль. Общие технические требования.
Помимо этого необходим сертификат на соответствие ТР ТС 020/2011 «Электромагнитная совместимость технических средств».
Качество продукции так же подтверждает добровольный сертификат на соответствие основным параметрам.
ООО «СДК Кристалл» заинтересовано в предоставлении проектировщикам, заказчикам, обслуживающим организациям и владельцам систем диспетчеризации актуальной информации о нормативной базе по таким системам. В связи с этим, на нашем сайте публикуется и постоянно обновляется «Обзор нормативной базы по диспетчеризации»
В заключение, несколько слов о построении систем диспетчеризации на базе оборудования «Кристалл».
Структура АСУД и ее топология зависит от ее назначения. Условно системы диспетчеризации можно разделить на лифтовые и комплексные. Оборудование лифтовых систем, как правило, привязано к станциям управления лифтом. Оборудование комплексных систем привязано к электрощитовым, в которых размещается значительная часть систем, подлежащих диспетчеризации.
Система «Кристалл» изначально спроектирована как комплексная АСУД, содержащая все необходимые для ее функционирования элементы.
В состав системы входят пульты диспетчера, блоки контроля и точки обслуживания.
Пульты диспетчера устанавливаются в помещении диспетчерского пункта и обеспечивают взаимодействие диспетчера с системой диспетчеризации.
Блоки контроля устанавливаются на контролируемых пунктах (как правило - в электрощитовых) и обеспечивают взаимодействие с точками обслуживания. К одному блоку контроля может быть подключено до 64 точек обслуживания.
Точки обслуживания могут быть следующих типов: дискретные датчики, объекты телеуправления, переговорные устройства, источники телеметрической информации.
Системы «Кристалл» могут быть интегрированы в системы мониторинга и управления инженерными системами зданий и сооружений (СМИС) на уровне пультов диспетчера. Необходимость в этом возникает для объектов повышенной опасности, подлежащих оснащению СМИС по ГОСТ Р 22.1.12-2005. Интеграция осуществляется на базе протокола XML-PRC
Системы диспетчеризации можно условно разделить на автономные и централизованные. Автономные системы предназначены для диспетчеризации отдельных зданий или жилых комплексов. В этом случае пульт диспетчера находится на диспетчеризируемом объекте. Автономные системы используют, как правило, проводные каналы связи. Автономные системы являются наиболее простыми, надежными и дешевыми в эксплуатации.
В процессе эксплуатации происходит изменение географии диспетчерских пультов. Создаются централизованные диспетчерские пульты. При этом снижаются эксплуатационные издержки за счет сокращения штата диспетчеров и отказа от аренды помещений под диспетчерские пульты. Помимо этого, происходит создание диспетчерских пультов на базе управляющих и лифтовых компаний, которые включают диспетчеризацию в перечень своих услуг. Подключаются к системам диспетчеризации и лифты после капремонта.
ООО «СДК Кристалл» выпускает автономные и централизованные системы диспетчеризации.
Автономные системы «Кристалл-RS» рассчитаны на небольшие объекты с общим количеством точек обслуживания до 64. Пульт диспетчера в этом случае находится, как правило, в помещении консьержа или на посту охраны. Диспетчерский пульт может быть реализован на базе компьютерного (система СДК-330.RS) или приборного варианта (СДК-331.RS). Автономные системы являются наиболее дешевыми и простыми в эксплуатации, но имеют ограничения по длине линии связи между пультом и блоком контроля (до 100 м.).
Централизованные системы являются многоуровневыми структурно развитыми и предназначены для диспетчеризации объектов (группы объектов) с количеством точек обслуживания до 4096. Связь между элементами системы осуществляется по некоммутируемым двухпроводным линиям связи, широкополосным локальным сетям или Internet, и сетям связи стандарта GSM.
Системы «Кристалл-S1» используют для связи между пультом и блоками контроля локальную сеть объекта диспетчеризации или интернет. На диспетчерском пульте при этом необходимо иметь фиксированный IP-адрес. «Кристалл-S1» позволяет подключить на диспетчерский пульт удаленные здания без ограничения по удаленности.
В системах «Кристалл-S/S1» блоки контроля могут подключаться к диспетчерскому пульту посредством локальной сети или интернета, а так же по двухпроводной линии через блок сопряжения СДК-33S/S1. Это позволяет подключать объекты, диспетчеризации на удаленные диспетчерские пульты. Данное решение оказалось хорошо востребованным в новом строительстве, так как позволяет проводить работы по диспетчеризации очередей строительства независимо от интернет-провайдеров и операторов связи, а затем передавать объект на обслуживание на централизованный диспетчерский пульт управляющей компании. Этот вариант также используется при объединении небольших диспетчерских пультов. При этом снижаются эксплуатационные издержки за счет сокращения штата диспетчеров и отказа от аренды помещений под диспетчерские пульты. Системы на базе широкополосных каналов связи являются наиболее универсальными с точки зрения применяемости. Эти системы могут использоваться как в отдельных жилищных комплексах (используется внутренняя локальная сеть), так и при создании систем диспетчеризации значительно разнесенных объектов (в этом случае необходимо обеспечение доступа к Internet на диспетчерском пульте и контролируемом пункте).
Системы «Кристалл-GSM» используют в качестве каналов связи сети сотовых операторов. Данное решение широко применяется при диспетчеризации отдельных удаленных объектов и реконструкции старой застройки (замене лифтов), так как не требует прокладки дополнительных коммуникаций. В зависимости от условий подключения пульта диспетчера могут быть использованы различные технологии передачи данных по каналам сотовой связи: соединение точка-точка (режим CSD) или пакетная передача данных с использованием протокола TCP\IP (режим GPRS, WCDMA). Второй режим более предпочтительный, так как существенно сокращает время доставки сообщений, но требует подключения диспетчерского пульта к сети интернет с фиксированным IP-адресом.
При разработке аппаратуры особое внимание уделялось надежности. Для защиты от посторонних напряжений (в том числе при грозовых разрядах) применена гальваническая развязка между элементами системы, а так же между блоками контроля и точками обслуживания. Каналы диспетчерской связи и телеуправления обеспечены самовосстанавливающейся защитой по току. Гарантийный срок на аппаратуру собственного производства составляет 7лет, на покупное оборудование (компьютеры, входящие в состав пультов диспетчера, сотовые модемы и источники питания) гарантийный срок 2 года. Гарантийное и послегарантийное обслуживание аппаратуры осуществляется на собственной производственной базе, что позволяет сократить затраты обслуживающих организаций.
Разработчик и изготовитель оборудования ООО «СДК Кристалл» тесно взаимодействует со смежными организациями на всех стадиях развития проекта: от проектирования до монтажа и ввода в эксплуатацию. Ведется база данных по всем объектам, где применена аппаратура « СДК Кристалл», осуществляется их техническое сопровождение.
ООО «СДК Кристалл»
Адрес: 197183, г. Санкт-Петербург, ул. Полевая Сабировская, д. 49
т/факс (8-812)612-47-78
www.sdk-kristall.ru E-mail: info@sdk-kristall.ru
24 июль 2019
Читайте еще, по этой и похожим темам: 9 февраля 2017 года состоится семинар «Монтаж и эксплуатация Диспетчерского комплекса «Обь»,
Слаботочные системы – от антитеррористической угрозы до медицинской терминологии
Прямой диалог с владельцами лифтов
КОНФЕРЕНЦИЯ "Проблемы организации эксплуатации и капитального ремонта лифтового оборудования. Особенности проведения модернизации лифтов в многоквартирных домах"