Капитальный ремонт как школа гражданского общества
С ноября 2014 года петербуржцы, как и жители других российских городов, должны оплачивать капитальный ремонт домов по отдельной квитанции.
Споры вокруг нормативных актов, регламентирующих порядок выплаты взносов за капитальный ремонт, ведутся уже несколько лет. Изменения в Жилищном кодексе, обязывающие граждан ежемесячно платить с 2014 года за капитальный ремонт, были приняты еще в 2012 г. В Петербурге закон о капремонте вызвал скандал из-за своих противоречий федеральному законодательству, и не последнюю роль в этом сыграли межпартийная борьба и конфронтация смольнинских чиновников и разработчиков законопроекта от «Единой России» и беспартийных специалистов по ЖКХ. Когда же дело дошло до проведения закона в жизнь, то снова начались затруднения. Так, нормативный акт, регламентирующий проведение конкурсов среди банков на право сбора взносов за капитальный ремонт, был принят летом 2014 года накануне отпуска депутатов, в крайней спешке, причем запоздание с проведением данного акта через ЗакС объяснялось межведомственной борьбой регионального фонда капитального ремонта и жилищного комитета (эти же противоречия и ранее тормозили сбор средств на капитальный ремонт и перечисление уже собранных средств подрядчикам). Из-за того, что не было определенности с тем, в какой банк должны поступать накопленные средства, началась путаница с оформлением квитанций. Городские власти были вынуждены прийти к компромиссному решению: жители домов, обслуживавшихся ГУП «ВЦКП», получали не отдельную квитанцию, а обычную («розовую»), но с добавочной строчкой, прочие же получили отдельную квитанцию от «Петроэлектросбыта» - которую приняли за фальшивку. В результате первый опыт сбора денег за капитальный ремонт в Петербурге оказался не слишком удачным.
Но даже и в тех городах, где этой неразберихи не было, подобное нововведение было встречено общественностью в штыки. По всей России жтели демонстративно отказывались платить за капитальный ремонт, а на митингах и собраниях устраивали чиновникам ЖКХ, пытающимся их переубедить, настоящие обструкции. Жильцы, возмущенные введением нового, по их мнению, «побора», сравнивали себя с крепостными крестьянами и рабами. Более того, некоторые депутаты и общественные деятели, уцепившись за то, что многое в этой схеме действительно спорно, не всегда подтверждается Жилищным кодексом или допускает двоякое толкование, решили набрать на этом политический капитал и стали открыто пропагандировать незаконность сбора средств на капитальный ремонт. В результате средства на капремонт, отчисляемые сознательными жильцами (или, по мнению «борцов за правду» – трусами и соглашателями), не дотягивали и до половины ожидаемой суммы.
Аргументы, выдвигаемые противниками отдельной оплаты капремонта, можно свести к двум. Во-первых, это естественное нежелание платить за услуги, которые не оказываются. Действительно, достаточно посмотреть, сколько в Петербурге ветхих и аварийных домов, остро нуждающихся в капремонте, но при этом не ремонтирующихся десятилетиями. Протекающие крыши, выщербленные грязные фасады, лифты, замершие еще в блокаду, ледяные ржавые батареи, постоянно гаснущий свет, балконы с дышащими на ладан ограждениями и проваленными полами, выходить на которые смертельно опасно как для самих жильцов, так и для прохожих… Жители культурной столицы эпохи информационного общества и высоких технологий существуют порой в таких условиях, что прослезились бы даже ко всему привычные герои Достоевского. Во-вторых, это инстинктивное недоверие к властям предержащим, которые, с точки зрения обывателя, только тем и заняты, чтобы обмануть простого гражданина и нажиться на его невежестве и безропотности. Тем более ничем не регламентируемые поборы в ряде учреждений – например, в детских садах и школах – уже давно вошли в повседневную практику. Возмущение, в частности, вызывало то, что взнос за капитальный ремонт брали и с жителей новых домов, недавно введенных в эксплуатацию и в ремонте пока не нуждающихся.
Действительно, нечестные методы начисления платы за коммунальные услуги, раздувание цифр в платежных квитанциях, махинации чиновников ЖКХ – это грустная реальность. Не все жильцы отличаются упрямством и дотошностью петербургского журналиста Золотоносова, известного своей личной борьбой со всевозможными любителями нажиться на людских забитости и невежестве. При этом базовая ставка, по которой оплачивается капитальный ремонт в Петербурге, по сравнению с другими городами невелика – 2 рубля за квадратный метр. И ни для кого не секрет, что в Петербурге немало тех, кто месяцами не платит за жилье и коммунальные услуги принципиально, объясняя это тем, что государство им самим «должно» и что незачем «кормить чиновников», которые «разворовывают» деньги. Что из-за этих «борцов за правду» целые подъезды остаются без света и воды, их не заботит. Как и то, что деньги на капитальный ремонт могли не «разворовываться», а не доходить до цели из-за бюрократических проволочек или просто не собираться из-за тех, кто не желает «кормить чиновников».
Противников отдельной платы за капитальный ремонт не останавливает даже то, что ее необходимость все же указана в Жилищном кодексе, хотя и с некоторыми оговорками. Так, в ст. 154 «Структура платы за жилое помещение и коммунальные услуги» в пункте, касающемся «нанимателей» жилья, говорится: «Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме проводится за счет собственника жилищного фонда» – в то время как «собственники жилых помещений в многоквартирных домах» (т.е. хозяева приватизированных квартир) взнос на капитальный ремонт обязаны платить сами.
Нельзя сказать, чтобы здесь совсем уж не было желающих половить рыбку в этой мутной воде. Помимо депутатов от оппозиционных партий, играющих на страхах и ожиданиях электората и поддерживающих в них осознание незаконности любого нововведения, исходящего от властей и касающегося «оброков и поборов», появляются и настоящие охотники до наживы. Так, летом 2015 года в нескольких районах Петербурга появились фальшивые квитанции, рассылаемые неким ООО «ГрандСервис». При этом следует отметить, что когда в конце 2014 года «Петроэлектросбыт» стал рассылать первые квитанции за капитальный ремонт, их приняли за фальшивки, а разносивших их курьеров даже несколько раз сдавали в полицию.
Как наиболее приемлемый вариант решения проблемы с целевым расходованием средств на капитальный ремонт, жильцам предлагают организовывать товарищества для совместной уплаты капитального ремонта, проводить общие собрания, на которых принимается решение о самостоятельно выбирать банк для выплаты взносов (что не противоречит Жилищному кодексу). Однако вряд ли можно назвать много случаев, когда жильцы действительно устраивали такие товарищества.
Таким образом, введение отдельной квитанции за оплату капитального ремонта оказалось своеобразной проверкой готовности к жизни в гражданском обществе. Свойственный нашим гражданам правовой нигилизм, незнание законов, которые, с точки зрения обывателя, «что дышло, куда повернешь – туда и вышло», и, следовательно, не являются необходимыми для изучения («все равно обманут»), в сочетании с настороженно-подозрительным отношением к городским властям и чиновникам от ЖКХ, приводит к самоустранению от решения проблемы, к нежеланию взять ситуацию в свои руки и контролировать, как и на что расходуются деньги. Естественно, это связано со страхом (и отнюдь не беспочвенным) испытать на себе все «прелести» столкновения с чиновничье-бюрократической машиной и с риском принять на себя всю ответственность, но самоустранение от решения проблем не приводит к их исчезновению. Пока жильцы не осознают, что качество крыш и лифтов в их доме – это дело не неизвестного и безликого дяди, который придет (или не придет) и все сделает (или все равно ничего делать не будет), а их лично, всех и каждого, культурная столица так и останется Петербургом Достоевского в худшем смысле слова.
Дмитрий Леин
25 сентябрь 2015
Читайте еще, по этой и похожим темам: Капитальный ремонт в Петербурге: готовность - 40 %
В Подмосковье: 87 % жителей платят за капремонт
Капитальный ремонт «элитных» и ветхих домов обойдется слишком дорого
Тарифы на капремонт в Гатчине: отмена незаконного решения
Капремонт в общей квитанции