Russian Elevator Week 2023
Презентация ЖКХ mix 2015
Презентация ЖКХ mix 2015
Справочник ЖКХ mix 2024-2025

Круглые столы 2014 года

Энергетическая стратегия России

Некрасова Татьяна Дмитриевна,
член Наблюдательного совета
СРО НП «Гильдия профессиональных управляющих объектами недвижимости»

Уважаемые читатели!


Сегодня мы хотим обратиться к теме энергетического развития страны, рассмотреть вопросы энергоэффективности и экологичности. Все эти темы неразрывно связаны между собой и непосредственно влияют на качество и безопасность жизни каждого из нас.
Интенсивное развитие научно-технического прогресса, улучшение качества продукции, облегчение условий труда, интенсификация всего общественного производства – это факторы, которые определяют развитие энергетики страны, основой которой является топливно-энергетический комплекс. Поэтому не случайно, что во всех развитых странах большое внимание уделяется разработке и последующему исполнению энергетической стратегии развития своего государства. Также известно, что инвестиции в ТЭК в развитых странах составляют примерно 40 % суммарных капитальных вложений в промышленность.
Энергостратегия — это документ, который определяет основные пути развития энергетики страны в соответствии с выбранными приоритетами. А также описывает шаги, которые помогут их достичь. Энергостратегия зависит от многих факторов, определяющими являются геополитическая ситуация в мире и экономическая ситуация в самой стране.
Как правило, страны, зависимые от импорта энергоресурсов приоритетным для себя считают, во-первых обеспечение своей страны бесперебойным снабжением энергоресурсами по приемлемым ценам, а во-вторых повышение энергетической независимости страны и энергоэффективности, снижение техногенного эффекта на экологию.
25 февраля 2014 года была обнародована энергетической стратегии Японии. Приоритетом является атомная энергетика, которая должна остаться одним из важных элементов обеспечения энергетической безопасности Японии.
Напомним, предыдущее правительство во главе с Наото Каном на волне антиядерных настроений в обществе, вызванных аварией на АЭС «Фукусима-1» в марте 2011 года, активно выступало за отказ от мирного атома.
До аварии на Фукусиме АЭС обеспечивали около 30% энергопроизводства в стране. Полная остановка всех атомных станций после аварии для проверки их безопасности привела к тому, что Япония была вынуждена все больше увеличивать закупки традиционных энергоносителей, что привело к росту цен на электроэнергию и перемещению промышленных гигантов в другие страны.
Министр промышленности Японии Тошимицу Мотеги, комментируя объявленную энергостратегию, отметил: «Если бы мы объявили о полном отказе от атомной энергии, не имея альтернативы по генерации энергии в базе, никто не назвал бы это ответственной энергетической стратегией».
В 2014 году, по информации компании Данфосс, в Японии оператор торговых центров Rakuten и энергетическая компания Ennet объявили о запуске программы, стимулирующей население к снижению энергопотребления. Вместо того, чтобы находиться дома и тратить ресурсы на освещение и обогрев здания, жителям предлагается отправляться всей семьей в магазины, где они будут получать баллы лояльности за сохранение энергии дома. Для этого необходимо зарегистрироваться (зачекиниться) при помощи смартфона в ТЦ – участнике программы. После автоматически на телефон начисляются баллы лояльности. Заработанные очки обмениваются на подарочные купоны, за которые можно приобрести электронные гаджеты, товары для дома, продукты питания и проч. О готовности принять участие в программе заявила почти тысяча торговых центров в Токио и других городах Японии.
Развитие экологически чистой энергетики – постоянно присутствующий приоритет энергетической политики Евросоюза. В Европе прекрасно понимают, что стоимость «зеленой энергии» будет всегда существенно выше, чем стоимость энергии, получаемой от сжигания топлива. Но это плата за комфортные условия проживания и население согласно с тем, что 100 миллиардов Евро необходимо направить на дотирование цен «зеленой энергии». По словам Томаса Яницкого, члена консультативного совета Инициативы «Жилищное хозяйство в Восточной Европе» (ИВО) «Возможности развития возобновляемых видов энергий в Германии распознали уже давно. Это использовалось для расширения таких ориентированных на экспорт областей как: технологии для выработки солнечной, ветреной и водной энергии. Доля экспорта которых составляет 45% и 85 %, а годовой экспортный объём достигает порядка 15 млрд. €. Основным фактором быстрого экономического роста в сфере возобновляемых видов энергии стал технический прогресс, который позволил за последние 15 лет снизить её себестоимость на 50%. Таким образом «зеленые технологии» значительно улучшили свою конкурентоспособность в сравнении с классическими видами энергий. Заинтересованные отрасли Германии прогнозируют дальнейшее снижение их себестоимости на 40% до 2020 года».
8 мая 2014 года глава Министерста Энергетики России Александр Новак представит правительству проект «Энергостратегии-2035». Необходимость в актуализации предыдущей редакцией Стратегии, принятой в 2009 году и рассчитанной на период до 2030 года, была обусловлено изменениями, произошедшими как в экономике, так и на глобальных рынках энергоносителей.
В стратегии учтены такие моменты как снижение спроса на энергоносители среди постоянных импортеров и сдвиг мирового спроса на энергию в развивающиеся страны. По данным аналитиков спрос на энергоресурсы увеличивается в азиатско-тихоокеанском регионе. Поэтому в стратегии прописана задача ускоренного выхода на рынок АТР. Предполагается, что его доля в российском экспорте нефти и нефтепродуктов к 2035 году вырастет с 12 до 23 %, а в экспорте газа с 6 до 33%. В Энергостратегии учтены внутренние экономические проблемы страны, а именно низкое развитие экономики, старение производственных фондов, неравномерное инвестирование различных секторов экономики, несбалансированное финансирование регионов.
В материале «Энергетическая стратегия России - это «разумный взгляд в будущее, не исключающий возможных угроз» мы постарались коснуться основных моментов развития энергетического комплекса страны. Рассказать о влиянии нормативно-правовых актов на рост задолженности и снижение энергетической эффективности в сфере ЖКХ. А также рассказать о городе будущего, как сейчас называют Олимпийский парк Сочи, где сосредоточены спортивные объекты, построены гостиницы и жилые комплексы с применением новейших энергоэффективных технологий, позволяющих значительно экономить энергоресурсы и создавать комфортные и безопасные условия для проживания. Надеемся, наш материал не оставит вас равнодушными и прочитав его такой элементарный вопрос, как ставить или нет в доме и квартире счетчик для учета ресурсов покажется вам архаизмом.
Валентина Владимировна Давидович,
исполнительный директор
НП СРО «Гильдия профессиональных управляющих объектами недвижимости»
Энергетическая стратегия России - это «разумный взгляд в будущее, не исключающий возможных угроз»
Уважаемые читатели! На страницах журнала мы неоднократно обсуждали вопросы энергоэффективности и энергосбережения, рассматривали изменения в законодательстве, направленные на улучшение ситуации в этой области. Сегодня мы решили ещё раз обратиться к этой сложной теме. Тем более, что плата за ресурсы остается наиболее серьезным вопросом, в том числе, в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
28 декабря 2013г. был принят Федеральный закон РФ № 399-ФЗ « О внесении изменений в ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
Согласно статьи 15 ФЗ № 399 объектом энергетического обследования теперь являются не только продукция, технологический процесс, юридическое лицо и индивидуальный предприниматель, но и здания, строения, сооружения, энергопотребляющее оборудование, объекты электроэнергии, источники тепловой энергии, тепловые сети, системы централизованного теплоснабжения, централизованные системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения, иные объекты коммунальной инфраструктуры.
К сожалению, многособственническая модель существует не только в многоквартирных домах, но также на объектах коммерческой недвижимости, административно-производственных зданиях. И проверка только юридического лица на таком объекте не дает возможности оценить реальное состояние дел. Данная поправка устранила этот существовавший недостаток.
Изменения в законе направлены на деятельность и энергоаудиторов и саморегулируемых организаций в области энергетического обследования: результатом энергетического обследования является не только энергетический паспорт, но и отчет об энергообследовании, который СРО проверяет на соответствие требованиям к проведению энергообследования, стандартам и правилам СРО. Повышается материальная ответственность саморегулируеамых организаций: компания – энергоаудитор и саморегулируемая организация несут консолидированную ответственность перед заказчиком энергообследования за убытки, причиненные вследствие недостатков оказанных услуг по энергетическому обследованию.
Внесены поправки в Статье 16 об обязательном энергетическом обследовании лиц. Вместо ранее действовавшего порога - годовые затраты на ТЭР в размере 10 миллионов рублей, теперь совокупные затраты на энергоресурсы определяются объемом ресурсов в стоимостном выражении (устанавливаются Правительством РФ).
Также вводятся дополнения: если по итогам года, предшествующего году проведения энергообследования, совокупные затраты объекта на энергоресурсы не превышают величину, установленную Правительством РФ, указанное лицо вместо проведения обязательного энергетического обследования предоставляет в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти информацию об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.
До 1 июля 2014г. федеральным органом исполнительной власти по вопросам энергетических обследований должен быть утвержден ряд требований:
• к форме программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций с участием государства или муниципального образования, организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, и отчетности о ходе их реализации;
• методике расчета значений целевых показателей;
• к проведению энергетического обследования и его результатам;
• к порядку предоставления информации об энергосбережении.
В свете изменений в ФЗ № 261 хочется познакомить читателей со статьей В.П. Шингарова - директора ЭСКО ООО "Потенциал",
члена Экспертного совета Комитета по энергетике ГД ФС РФ,
руководителя проектной группы по проблемам ЖКХ и энергетики
Экспертного совета при Правительстве Ульяновской области,
Почётного работника ЖКХ РФ, Заслуженного энергетика России,
к.т.н, профессора
(Источник - http://portal-energo.ru/articles/details/id/762)
Влияние нормативно-правовых актов на рост задолженности и снижение энергетической эффективности в сфере ЖКХ
«По идеологии закона 261-ФЗ энергосервис должен был развиваться не за счёт бюджетных или оборотных средств заказчиков энергосервиса, а на основе привлечения банковских кредитов, погашаемых за счёт средств, сэкономленных от реализации энергоэффективных мероприятий. Поэтому приходится удивляться, как умело можно подзаконными актами, образно говоря, «опустить ниже плинтуса» целевые задачи закона, которые, казалось бы, действительно смогли бы оживить экономику. Как видим, мощная идея свелась одним лишь пунктом подзаконного акта к узкой щели, в которую даже изощрённый бизнес не пролезет.» Из статьи Шингарова В.П., директора ООО «Потенциал», г. Ульяновск
Явление наращивания задолженности по оплате энергетических ресурсов, поставляемых населению или организациям коммунальной сферы, в большинстве регионов РФ приобретает системный характер. Начало этого явления уходит в конец 90-х и начало 2000 – х годов, когда система тарифообразования регионально-федерального уровня (тогдашние ФЭК и РЭК) обеспечила свои регулируемые организации «Экономически обоснованными тарифами, а муниципальные коммунальные и жилищные организации вынуждены были формировать свои валовые выручки по остаточному принципу, который, к тому же, находился под мощнейшим действием «местного фактора», а попросту, под воздействием протестного движения населения.
Сложившееся к началу 2000 годов тарифный диспаритет между федеральными (межрегиональными) регулируемыми организациями и региональными, тем более, муниципальными, был закреплён введённым положением о предельных уровнях платежей населения за коммунальные услуги, что и вывело экономику коммунальных и жилищных организаций в состояние «нулевой прибыльности». Более того, пользуясь молчаливой поддержкой региональной власти и отсутствием внятной концепции в вопросах муниципальной собственности, муниципальное начальство во многих регионах распродали из своей дырявой казны единственное имущество, приносящее нормативно установленную доходность – своё электросетевое и газовое хозяйство.
Вот такими «совместными усилиями» остатки некогда одной из самых мощных и влиятельных экономик в регионе (да и в стране в целом) в форме систем ЖКХ вынуждены оправдываться перед властью и обществом за то состояние разрухи, которое не устраивает ни тех, ни других, ни самих «виновников».
Хуже всего то, что вывод из такого состояния невозможен без прекращения действия факторов, воздействующих в направлении разрушения экономики самих организаций - «виновников». Следует сразу оговориться, что речь идёт не о коммунальных предприятиях крупных городов, в которых достаточно профессионально подготовленных кадров, способных противостоять попыткам федеральных монополий «отжать» для себя приоритеты при делении консолидированных доходов, ограниченных предельными уровнями платежей за коммунальные услуги по населению. Наихудшее положение имеют мелкие раздробленные коммунальные и жилищные организации городков и поселений, оставшихся после разрушения региональной системы ЖКХ под названием «Управление жилищно-коммунального хозяйства» исполнительного комитета депутатов трудящихся такой-то области или республики или края, сокращённо «Облжилкомхоз».
Структурное управление региональным комплексом ЖКХ не является предметом данного изложения, однако следует отметить, что без системного единого хозяйственного управления комплексом ЖКХ я не в силах представить выход из сложнейшей экономической ямы, в которой сейчас оказалась муниципальная жилищно- коммунальная инженерная система.
По существу целую отрасль экономики страны, зачастую составлявщую основу региональной и муниципальной экономики (считая капитальное строительство, капитальный ремонт и реконструкцию), законодательством была сначала превращена в псевдорыночную «опытную площадку», работающую по принципу «броуновского движения», которую и по настоящее время законодательство «выщипывает» до последнего «пёрышка», после чего бывшая конструкция уже подняться не сможет.
Для подтверждения справедливости сказанного, следует проследить динамику «сдачи позиций» некогда бывшей системы ЖКХ на примере закона 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" в первоначальной редакции и в последней редакции. За 17 внесённых законами изменений от понятия "коммунальный комплекс", в функции которого входило электроснабжение, теплоснабжение, водоснабжение, газоснабжение и организация удаления бытовых отходов (нечистот), что соответствовало ответственности ОМСУ по закону 131-ФЗ "Об основах местного самоуправления", в последнем 17-м варианте этого закона остались только функции управления нечистотами.
По моему глубокому убеждению проблемы неисполнительности поручений Президента РФ в области повышения энергетической эффективности работы ЖКК на региональном уровне заключаются не в каком-то саботаже со стороны региональной власти, о чём некоторые СМИ позволяют себе дерзить, а в её некомпетентности в вопросах организации управления этим сложнейшим комплексом, в её боязни инициирования структурных преобразований без федеральной концепции, которая, кстати, тоже «не торопится» родиться, о чём говорят бесконечные изменения в законодательстве и, тем более, в подзаконных правовых нормативных актах в этой области экономики, которые без концепции можно сравнить лишь с «обезьяньими прыжками», настолько они зачастую неожиданны.
Говоря о региональном состоянии выполнения поручений Президента РФ в области повышения энергетической эффективности экономики, можно без труда заметить, что, начиная с 2008 года и до последних поручений 2013 года, значительная часть из них остаётся невыполненной, в особенности, на регионально-муниципальном уровне управления сферой ЖКХ.
Особенно болезненным для экономики, и в первую очередь, экономики ЖКХ, включая интересы населения, оказывается недопустимо «вялое» состояние исполнения поручения Президента РФ №Пр-839 от 23 марта 2010 года по вопросам внедрения когенерации. Поручение буквально «завязло» на разных уровнях исполнительной власти. Не лучше обстоят дела и в конкретных поручениях Президента РФ №Пр-320 от …. и №Пр-1479 от …., сделанных им в области повышения энергетической эффективности и снижения бюджетных расходов на оплату энергоресурсов в сфере ЖКХ. а также прекращения наращивания задолженности за поставляемые энергоресурсы жилищными и коммунальными организациями и населением.
В поручениях дан практически весь необходимый набор заданий для того, чтобы прекратить действие факторов, препятствующих реализации государственной задачи повышения энергоэффективности во всех сферах обращения энергоресурсов от выработки, транспортирования и до потребления. Смущает только чрезвычайная медлительность их выполнения. Разбираясь в причинах на «местном уровне» невольно приходится переходить на более верхний уровень негативного воздействия.
Остановлюсь на конкретных примерах такого влияния в сфере действия закона 261-ФЗ.
Попробуйте реализовать хоть одну из многочисленных разработанных по требованиям закона 261-ФЗ региональных или муниципальных Программ энергосбережения. Не останавливаясь на том, что требование закона о сроках разработки Программ опережало установленные тем же законом сроки энергетического обследования, что сделало затраты на разработку программ бросовыми, а сами программы неисполнимыми. Не вникая даже в отсутствие разработанного на федеральном уровне инструментария по проблемам привлечения внебюджетных средств на реализацию этих программ, в которых порядка 85% заложено внебюджетных источников, а также и в другие явные и скрытые ошибки такого Документа, я хотел бы обратить внимание на характерную деталь, когда подзаконный акт уводит или подменяет, делает невозможным выполнение провозглашённых законом принципов.
Итак, приглашаю попробовать реализовать хотя бы один серьёзный проект по энергосервисному контракту. У Вас найдутся десятки причин, по которым Вы не сможете его реализовать. Обнаруживается, что в соответствии с условиями заключения энергосервисного договора (контракта), которые изложены в документе «Требования к условиям контракта на энергосервис», утверждённом Постановлением Правительства РФ за №636 от 18 августа 2010 г., в соответствии с которыми все проекты, в которых снижаются расходы на ресурсы, но не меняется натуральный объём их потребления, не могут считаться энергосервисными! Иначе говоря, «Требования…» устанавливают, что экономия расходов на оплату ресурсов может считаться таковой только при наличии сэкономленного ресурса, причём, подтверждённого приборным методом измерения «до» и «после».
Руководствуясь таким «пещерным» принципом расчёта экономии, такие проекты, например, как перевод точки поставки электроэнергии с уровня НН на СН-2 или на ВН, реализация которых даёт порядка 25% экономии затрат потребителя на оплату ресурса, по условиям 636-го постановления не могут квалифицироваться как энергосервисные, а значит, и все льготные условия, которые применяются к такого рода проектам, тоже не могут применяться.
Или возьмём, к примеру, проект, в котором предусмотрена замена вида топлива, сжигаемого в целях получения тепловой энергии, с печного топлива или электроэнергии на природный газ. Любой начинающий поступит опрометчиво, если попробует проинвестировать такой проект как энергосервисный и посчитает разницу в расходах как экономический эффект. Его ждёт разочарование, а то и более «крутые» меры наказания за нарушение условий выше названных Требований.
Можно привести массу примеров, когда наиболее ценные по экономическим результатам проекты в составе разработанных региональных и муниципальных программ энергосбережения и повышения энергетической эффективности, вынуждены финансироваться за счёт бюджетных источников или за счёт средств основной деятельности заказчика, которых в ЖКХ еле хватает на поддержание безаварийной работы вконец изношенных основных средств.
Или возьмите ещё характерный пример наиболее эффективного приёма повышения энергетической эффективности работы коммунальной котельной – это способ перевода её в режим когенерации посредством установки мини или микро-ТЭС. Известная эффективность такого способа позволяет сократить оплату услуг по передаче (а это, к примеру, по электроэнергии порядка 3 рублей за 1 кВт.час), а также, при примерном равенстве стоимости покупной и вырабатываемой электрической энергии, получать за счёт глубокой утилизации энергии выхлопных газов тепловую энергию и горячую воду практически бесплатно. Посчитайте эффективность правильно подобранной мощности когенерирующей установки и увидите, что такая инициатива достойна её реализации. Если бы не то же самое «но»! Такой проект не проходит критерии, заданные выше названными Требованиями в отношение статуса энергосервисного проекта по тем же причинам, что обеспечивая денежную экономию, проект не подтверждает эту экономию фактическим снижением ресурса, измеренного приборным способом.
И для авторов такой трактовки расчёта экономии совершенно неважно, что экономия потребителя не может ограничиваться рамками границ его энергопринимающих устройств, а в большинстве случаев проявляется как раз за пределами этих границ, поэтому установленный порядок измерения экономии не может быть верным, если измерения сэкономленного ресурса ограничено рамками и размерами экономии ресурсопотребляющих устройств потребителя.
И разве кому-либо не известно, что переход потребителя на более высокое напряжение его точки поставки снижает оплачиваемый им расход потребляемого ресурса, необходимый для компенсации технологических потерь, при этом, не изменяя его собственное натуральное потребление?
Или в случае с когенерацией. Разве кому-нибудь из даже незрелых технарей или экономистов непонятно, что при переходе от системных источников на энергоснабжение от когенерирующей установки, потребляемая величина ресурса остаётся неизменной, как бы ты её не мерил, но ресурсный эквивалент в процессе выработки и расходов на передачу, а также и совокупный КПД, снижают расходы «в голове», которые можно только сосчитать с абсолютной точностью, но измерить либо невозможно, либо измерение будет связано с значительными трудностями.
Или кому-то неясно, что существует тождественный денежный (стоимостный) эквивалент объёмного значения потребляемого ресурса? И если да, то почему не этот универсальный способ оценки эффективности принят в названном Требовании?
В связи с этим уместен главный вопрос: а с каких это пор конкурентоспособность товаров или услуг стала измеряться не в рублях (или долларах), а в расходах натурального ресурса, потребляемого на единицу товара или услуг? А ведь именно к таким критериям оценки предлагается перейти, если следовать принципам, изложенным в Требованиях.
Ошибочность заложенных принципов настолько эффективно ограничивает возможности энергосервиса, что за 4,5 года он так и не обрёл свою роль, задуманную законом 261-ФЗ в деле повышения эффективности экономики России.
По идеологии закона 261-ФЗ новый вид бизнеса, основанный на энергосервисе, должен был развиваться не за счёт бюджетных или оборотных средств заказчиков энергосервиса, а на основе привлечения банковских кредитов, погашаемых инвесторами-исполнителями ЭСД(К) за счёт средств, сэкономленных от реализации энергоэффективных мероприятий. Поэтому приходится удивляться как умело можно подзаконными актами, образно говоря, «опустить ниже плинтуса» целевые задачи закона, которые, казалось бы, действительно смогли бы оживить экономику. Как видим, мощная идея свелась одним лишь пунктом подзаконного акта к узкой щели, в которую даже изощрённый бизнес не пролезет. Видимо та же самая тормозная система до сих пор не позволяет создать инструментарий, способный запустить массовый бизнес, основанный на энергосервисе, на привлечении банковских капиталов в его финансовый оборот, который мог бы стать особенно эффективным в сфере модернизации имущественного комплекса ЖКХ – этого огромного рынка, который в отличии от всех "западных" инвестиционных проектов, не подвержен рыночным болезням депрессии. И если этот вектор направления инвестиционной деятельности не освоить (а это 70 млрд €, если верить Всемирному банку), то кроме разрушения инженерной жилищно-коммунальной инфраструктуры, мы будем иметь ещё и массовое недоверие населения к власти, не умеющей навести порядок в ЖКХ.
Конечно же, и в этом «заградительном частоколе», которым в форме упомянутых Требований по сути возведены препятствия для возникновения энергосервиса как альтернативы сложившейся конструкции ресурсоснабжения, тоже есть способы, с помощью которых можно обойти этот «частокол», но ведь этими способами могут овладеть лишь очень немногие, в то время как, опять же, как быть с Указом Президента от 4 июня 2008 года №889 «О некоторых мерах по повышению энергетической и экологической эффективности российской экономики», что делать с реализацией нашумевшего закона 261-ФЗ «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности …», и, наконец, что будет дальше с выше названными поручениями Президента РФ, если не проводить «работы над ошибками»?
А ведь "ларчик может просто открываться", но для этого нужно научиться советоваться с немногими оставшимися специалистами в этой области экономики. Как вариант, проводить конкурсы, назначать гранты для принятия безошибочных решений, хотя бы в части наиболее сложных и длительно нерешаемых вопросов, - ведь нельзя навести порядок, когда даже законы меняются по 17 раз!
Энергетической стратегии России на период до 2035 года
17 февраля 2014 года в Аналитическом центре при Правительстве Российской Федерации состоялось обсуждение проекта Энергетической стратегии России на период до 2035 года (ЭС-2035). Мероприятие прошло при поддержке Российского союза промышленников и предпринимателей. На совещании присутствовали представители органов государственной власти, крупнейших топливно-энергетических компаний, ведущих научно-исследовательских организаций

«Энергетическая стратегия – ключевой документ, определяющий основы государственной энергетической политики на долгосрочный период. С учетом ее положений, впоследствии, будут скорректированы все основные программные документы по развитию отраслей ТЭК страны.
Предыдущая версия Энергетической стратегии (ЭС-2030) была утверждена почти 5 лет назад в разгар экономического кризиса 2008-2009гг.
Затянувшаяся посткризисная стагнация российской экономики привела к снижению темпов роста внутреннего спроса на энергоносители. При продолжающемся росте цен и тарифов это привело к частичному замораживанию инвестиционных программ модернизации и развития ТЭК.
Переход от ресурсной глобализации на мировом энергетическом рынке к стремлению ведущих стран-импортеров к диверсификации поставок и к собственной энергетической самодостаточности существенно изменил условия для российского экспорта.
Переориентация в мировой торговле от экспорта-импорта сырья к продаже новых технологий и сервисных услуг» ( тезисы доклада В.В. Бушуева, генерального директора ИЭС, на общественных слушаниях 17.02.2014)
В версии 2014 года проведено фундаментальное обновление Энергостратегии, срок действия продлен на 5 лет.
Задачи ЭС-2035 существенно расширены и уточнены по сравнению с ЭС-2030: добавлены положения о развитии внутренней энергетической инфраструктуры, о повышении доступности и качества энергетических товаров и услуг, о внедрении принципов устойчивого развития в управление энергетическими компаниями и государственное регулирование развития энергетики.

Центральная идея нового документа – переход от ресурсно-сырьевого к ресурсно-инновационному развитию ТЭК. При этом новая роль ТЭК в экономике России будет состоять в переходе от «локомотива развития» к «стимулирующей инфраструктуре», обеспечивающей создание условий для развития российской экономики, включая ее диверсификацию, рост технологического уровня, минимизацию инфраструктурных ограничений.
Ключевые задачи и направления реализуются в три последовательных этапа ЭС-2035, согласованных с Прогнозом долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2030г.:
• Первый этап (2014-2020гг.) – это этап внутренней перестройки, направленной на преодоление «узких мест» в развитии энергетической инфраструктуры и формирование основ инновационного развития ТЭК. В этот период должны быть осуществлены работы по развитию и обновлению основных производственных фондов и инфраструктуры.
• Второй этап (2021-2025гг.) – этап ресурсно-инновационного развития и формирования инфраструктуры новой экономики. Доминантой второго этапа будет повышение энергоэффективности, реализация инновационных и капиталоемких энергетических проектов в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке, на континентальном шельфе и на полуострове Ямал. На этом этапе должны быть смещены приоритеты от добыч ресурсов к их глубокой переработке, широкое инновационное обновление отраслей ТЭК за счет отечественных технологий, материалов и оборудования.
• Третий этап (2026-2035гг.) – этап развития инновационной экономики, выхода российской энергетики на уровень эффективности развитых стран. Постепенный переход к энергетике нового поколения, с опорой на высокоэффективное использование традиционных энергоресурсов и новых углеводородных и неуглеводородных источников энергии, развитие интеллектуальных энергетических систем.
• Четвертый этап (2036-2050гг.) – этап инновационного развития российской энергетики с переходом к принципиально иным технологическим возможностям высокоэффективного использования традиционных энергоресурсов и неуглеводородных источников энергии. Переход к электрическому миру : абсолютное сдерживание нефтедобычи; формирование активного потребителя.
Реализация целевого сценария Стратегии обеспечит достижение следующих основных результатов:
- снижение среднего износа основных производственных фондов к 2035г. на 25% от уровня 2010г;
-ликвидация дефицита и поддержание устойчивого резерва электро- и теплогенерирующих мощностей;
-увеличение доли продукции нефтепереработки и нефтехимии в общем стоимостном объеме российского экспорта топливно-энергетических ресурсов до уровня не менее 40% к 2035г.
Проект Энергетической стратегии был разработан по заказу и под руководством Минэнерго России. Основными разработчиками документа стали Институт энергетических исследований (ИНЭИ РАН), Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации и Институт энергетической стратегии (ГУ ИЭС).
На сайте Минэнерго России (www.minenergo.gov.ru ) можно ознакомиться с основными положениями проекта Энергетической стратегии России на период до 2035 г.
Энергоэффективный и зеленый Сочи
По мере того как российское правительство планомерно ужесточает требования к энергоэффективности и экологичности строительных объектов, застройщики олимпийских объектов в Сочи уже отработали в условиях обязательного выполнения требований МОК, более 50% которых касались экологичности и энергоэффективности строительных конструкций.
Так, новый железнодорожный вокзал в городе Адлер, пример внедрения экотехнологий – здание питается солнечной энергией и энергией морской воды. На крыше здания установлены мощные солнечные батареи, по всему зданию – энергосберегающее освещение, кондиционирование осуществляется с помощью энергии моря.
Энергосберегающими стеклами покрыта часть купола-эллипсоида дворца Большой ледовой арены для хоккея. Остекление выполнено с 2-ух противоположных сторон арены. "С наступлением сумерек стадион превращается в "телевизор", способный транслировать изображения, - рассказал начальник ГК "Олимпстрой" Мурат Ахмадиев. - Это возможно благодаря 38 тысячам встроенных в поверхность светодиодов. Они эффективные и экологически безопасны. Стандартная лампочка рассчитана на 1 тыс. часов горения, а светодиодная - на 50 тыс. часов. Энергопотребление светодиодной лампочки составляет всего 1,5-4 ватта, в то время как обычная потребляет 40-60 ватт". Электричество на всех олимпийских объектах помогают сэкономить энергоэффективные лампы и светодиодные светильники, а так же инновационные уличные фонари, которые вырабатывают электричество за счет энергии ветра и солнца. На фасаде Ледового дворца спорта для фигурного катания "Айсберг" использовано низкоэмиссионное стекло, его прозрачность изменяется в зависимости от количества солнечного света. Зимой стеклопакеты сохраняют тепло внутри помещений, а летом защищают здание от солнечных лучей, позволяя экономить на кондиционировании. Все металлические детали дворца покрыты современным огнестойким материалом - нетоксичной и экологически безопасной краской. С такой защитой металл не поддастся огню минимум 4 часа при температуре до 5 000 градусов по Цельсию.
В Олимпийском парке большое распространение получили альтернативные источники энергии.
Энергосберегающие технологии затронули и системы водоснабжения и теплосбережения, где так же применялись современные энергоэффективные решения и технологии, которые были разработаны специально для госкорпорации «Олимпстрой», в соответствии с «зелеными» стандартами развитых стран.


Несмотря на популярность энергосберегающих технологий в развитых странах, в России они еще не получили повсеместного распространения. "Основным фактором, сдерживающим внедрение энергосберегающих технологий, является отсутствие интереса со стороны собственников жилья, а также государственного стимулирования строительства энергоэффективных предприятий и домов, - считает Юрий Соболев. - Олимпийские объекты в Сочи станут примером комплексного подхода в применении энергосберегающих и строительных технологий. Для строительства применялись "зеленые" стандарты, разработанные специально для госкорпорации "Олимпстрой". По словам эксперта, использование "зеленых" технологий отразится на действующих нормах строительства и будет рекомендовано при реализации других масштабных проектов.
Для отечественного спорта экономия энергии и рациональное пользование ресурсами во многом внове: все спортивные объекты у нас были построены еще до зеленого тренда. «В Российской Федерации практически не было крупных спортивных мероприятий, пока мы не выиграли право проведения Олимпиады, - объясняет заместитель министра спорта, туризма и молодежной политики РФ Наталья Паршикова.- Сразу за этим последовали новые победы: чемпионат мира по легкой атлетике 2013г. Универсиада в Казани в 2013-м, Чемпионат мира по футболу в 2018-м. То есть мы фактически становимся страной, которая может проводить крупные спортивные мероприятия. При этом для мировых экологов мы страна непознанная. А объекты для больших спортивных состязаний сейчас обязаны соответствовать определенным экологическим стандартам. Так что сейчас мы ведем довольно активный диалог с международными природоохранными организациями».
Несколько слов о зеленых стандартах
Для определения необходимых критериев в разных странах в разное время были приняты так называемые «Зеленые стандарты», которые формулируют условия создания и эксплуатации экологических построек.

В Великобритании в 1990 г. был обнародован стандарт «зеленых» зданий BREEAM (BRE Environmental Assessment Method, что в переводе значит "Метод экологической оценки эффективности зданий").
На сегодняшний день в мире насчитывается около 110 000 зданий, получивших сертификат соответствия стандарту BREEAM - ведущему методу оценки экологической эффективности зданий. Еще около полумиллиона проектов зарегистрировано для прохождения сертификации.
BREEAM используется для оценки как отдельных зданий, так и целых портфолио проектов как внутри страны и за ее пределами. Ключевой особенностью стандарта BREEAM является его способность адаптироваться к локальным нормам и правилам. Местные версии стандарта BREEAM уже разработаны для стран Персидского Залива и Европы.
В 1998 году Организация USGBC (Совет США по «зеленым» зданиям) обнародовала стандарт LEED (Лидерство в энергоэкономичном и природоохранном проектировании), представляющий программу оценки здания и присвоения ему рейтинговых баллов.

Американскую программу LEED адаптировала организация Canadas Green Building Council (Канадский совет по «зеленым зданиям»). В апреле 2005 года правительство Канады приняло закон, согласно которому все федеральные офисные здания должны проектироваться и реконструироваться в соответствии со стандартом LEED Canada Gold.

Организация Green Building Council of Australia (Австралийский совет по «зеленым» зданиям), созданная в 2002 году, к 2004 году разработала систему оценки Green Star, отвечающую специфике своего рынка недвижимости и особенностям климата. Основой для Green Star послужили стандарты BREEAM и LEED.

Сегодня в создании «Зеленых стандартов» принимают участие национальные правительства, строительные фирмы и компании, специализирующиеся на энергоэффективных технологиях, выпуске строительных материалов, производстве комплектующих и монтаже теплосетей, электрооборудования и водоснабжения. «Зеленые стандарты» служат для оценки экологической эффективности зданий, они применимы к новым и к существующим постройкам, они актуальны для самых разных типов зданий: офисных, жилых, промышленных, торговых и общественных.

«Зеленые стандарты» оценивают здания по таким критериям, как экономное потребление электроэнергии и воды, решение проблемы грунтовых вод, экологичность, благоустройство окружающего пространства. Объекты, сертифицированные по «Зеленому стандарту», обеспечивают минимальное загрязнение окружающей среды, высокий уровень экологической безопасности для людей, эксплуатацию таких построек сопровождает профессиональный экологический менеджмент.
Все стандарты: международные и отечественные – делают упор на энергетической эффективности, экономии ресурсов. Корпоративный “зеленый” стандарт рекомендует использование возобновляемых или «альтернативных» источников энергии. Сочи, в отличие от других черноморских городов (например, Туапсе) не обладает достаточными ресурсами для производства ветровой электроэнергии, хотя потенциал производства солнечной электроэнергии велик, и работа в этом направлении активно ведется. В Красной Поляне была открыта АЗС, оборудованная системой автономного энергопитания на базе фотоэлектрической станции. Солнечные батареи мощностью 9.6 кВт обеспечивают внутреннее и внешнее освещение и являются источником резервного питания.
При строительстве сочинских объектов были использованы следующие возобновляемые источники энергии:
• cолнечные батареи для производства электроэнергии;
• cолнечные коллекторы для организации подогрева воды;
• тепловые насосы, использующие энергию земли и воздуха.
Другие технологии, такие как использование биомассы, не были включены в планы, хотя для отелей и вилл Красной Поляны, возможно, стоит рассмотреть применение дров и пеллет в качестве зимней альтернативы. ( Отчет о внедрении «зеленых» стандартов)
Так, Центральный олимпийский стадион, чтобы получить сертификат BREEM, должен экономить 10% электричества за счет светодиодного и флуоресцентного освещения, а также полупрозрачной поликарбонатной кровли, пропускающей более 75% солнечного света. В дополнение к этому стадион станет экономить 22,3% тепла за счет рекуперации и 22,3% воды – благодаря сбору и использованию в технических целях дождевой и талой воды. На Большой ледовой арене- водосбережение на уровне 12%, энергосбережение – на уровне 17%. Вентиляция «по требованию» включается только при определенной концентрации углекислого газа. Тепло от хладокомпрессорных станций используется для подогрева горячей водопроводной воды.
Для того, чтобы отопление не уступало по экономичности новым электростанциям, четыре котельные в Красной Поляне было решено переделать в мини-ТЭЦ. Несмотря на наличие газа, многие спортивные и туристические объекты, дома, гостиницы и офисы будут в обязательном порядке отапливать тепловыми насосами. Отбирая тепло у грунта насос передает его воздуху в помещении. Потребляют насосы электричество, но нагревают помещение куда эффективнее, чем электрообогреватели. В жаркое время тепловой насос может работать как кондиционер.
В 2012 году принят первый в России национальный "зеленый" стандарт - ГОСТ Р 54964-2012 "Оценка соответствия. Экологические требования к объектам недвижимости". Новый стандарт представляет собой свод рекомендуемых показателей. Они предусматривают не только следование такому глобальному тренду, как снижение энергопотребления, но и строительство рядом с "зелеными" объектами искусственных водоемов, велосипедных паркингов и зарядных постов для электромобилей и гибридных авто. Кроме того, "зеленый" ГОСТ включает в себя и такие экологические требования к объектам недвижимости, как использование экологически чистых строительных материалов легального происхождения, экономное потребление воды и активное использование строительных отходов.
Стандарты «зеленого» строительства Олимпийских игр 2008 – 2014 гг.
Пекин-2008. Олимпийская деревня в Пекине – это первая деревня, получившая сертификат LEED «Для развития соседства» (LEED for Neighbourhood Development), который объединяет принципы «умного» роста, нового урбанизма и «зеленого» строительства во всеохватывающей системе оценки качества
Ванкувер-2010. Новые здания и инфраструктура, требуемые для проведения Игр, стали примерами высокого качества проектирования и строительства «зеленых» зданий (Green Building) по системе LEED
Лондон-2012. Ключевой целью стало установление «зеленых» стандартов при проектировании и строительстве спортивных сооружений и территории Олимпийского парка, которые превысили действующие стандарты отрасли. Один из инструментов-новая версия BREEAM (Building Research Establishment Environmental Assessment Methodology) Сочи-2014. В рамках подготовки Зимних игр в Сочи задействовано четыре системы «зеленых» стандартов строительства, различающиеся статусом и порядком применения:
1.Дополнительные экологические требования и рекомендации ГК «Олимпстрой»
2.Корпоративный «зеленый» стандарт ГК «Олимпстрой»
3.Международный стандарт BREEAM
4.Система добровольной сертификации объектов недвижимости - «Зеленые стандарты»
А теперь о настоящем
Мы говорим о новых технологиях, стратегиях развития страны, а при этом до сих пор спорим: ставить или не ставить счетчики на холодную, горячую воду в квартире, как учитывать сточные воды. Может быть, стоит внимательнее просмотреть ранее принятые законы и вышеперечисленные документы, согласно которым счетчики (ИПУ) уже давно должны стоять… Поверка приборов (ИПУ) равносильна по стоимости их замене, и это является определяющим фактором, почему собственники не хотят устанавливать приборы: все равно через 4 года менять. Не просто так поднимался вопрос о праве управляющей организации поверять счетчики не снимая/демонтируя, если его показания достоверны. Незнание законов порождает следующую цепочку: в Госдуму поступил Закон о запрете размещения мини–отелей в жилых домах. В Петербурге около 1050 гостиниц, из них минимум 400 располагаются в жилых домах. Один из доводов принятия данного законопроекта: «перекос при оплате коммунальных счетов, так как приборы учета стоят не во всех квартирах. Гости же могут принимать горячие ванны без передышки, при этом собственник жилья платит по нормативам только за одного прописанного в квартире жильца», считает Сергей Катасонов, депутат Госдумы от ЛДПР.
При этом не все так плохо: на Пионерской улице поставили фонари на солнечных батареях. Детскую площадку в Петровском округе освещают с помощью возобновляемых источников энергии, первые в Петербурге автономные фонари на светодиодах с ветряными мельницами и солнечными батареями. Инновации, как объяснили в муниципальном совете «Петровский», обошлись не очень дешево, но решили проблему с подключением к сетям, да и не требуют оплаты электроэнергии. Светит солнце или дует ветер — аккумуляторы заряжаются, а в темное время суток дают свет.
В заключении хочется привести словами Севы Новгородцева (журналист, писатель):
«Будущее чаще всего очень напоминает настоящее. Настоящее любого города определяется людьми, которые в нем живут. Несколько лет назад я был неприятно поражен изменением в массовом облике питерских прохожих, выражаясь дореволюционным языком – «кухарки и нижние чины». Дело не в социальном происхождении, нет ничего зазорного в профессии кухарки. Дело в эстетике и стиле. Я давно для себя вывел, что никаких марксовых классов в обществе нет, есть люди, которые любят гармошку или блатняк, и люди, которые понимают высокое. От соотношения этих категорий все и зависит. Как говаривал Ленин: учиться, учиться и ещё раз учиться!»

16 апрель 2014

2013-2023
© Ленинградский ритм

Поддержка сайта