Russian Elevator Week 2023
Презентация ЖКХ mix 2015
Презентация ЖКХ mix 2015
Справочник ЖКХ mix 2024-2025

Область схемой подлатает сети

В Ленобласти до конца года объявят конкурс на разработку новой схемы развития систем водоснабжения и водоотведения региона. Концепция позволит привлечь в коммунальный комплекс бизнес и решить проблему обветшавших сетей муниципальных водоканалов. Муниципалы, не способные сами реконструировать водозаборы, должны будут передать имущество на региональный уровень. На полную реконструкцию сетей водоснабжения региона требуется около 40 млрд рублей

Концепцию модернизации и развития системы водоснабжения и водоотведения Ленинградской области сегодня презентовал глава региона Александр Дрозденко. По его словам, ситуация с качеством водоснабжения и канализованием в регионе складывается не самая радужная - питьевая вода не соответствует ни санитарным, ни «визуальным» нормам, растет уровень аварийности на сетях, а очистные сооружения (особенно на берегах рек и озер) работают из рук вон плохо.

Корень зла, что привычно для Ленобласти, традиционно ищут в местных властях. Напомним, согласно 131-ФЗ, схемы водоснабжения и водоотведения должны разрабатывать муниципальные образования 1-го уровня, причем эти схемы с регионом они не согласовывают. При этом, по словам губернатора, муниципалитеты сегодня финансово не самодостаточны. 80% муниципалов не имеют свободных ресурсов на реконструкцию сетей, более того - 90% муниципалитетов вообще не имеют средств, кроме дотаций из регионального бюджета.
Как следствие - вкладываться приходится областному бюджету. В 2014 году область инвестировала в модернизацию сетей 834,5 млн рублей, в 2015 - более 1 млрд рублей, такая же субсидия предусмотрена и на 2016 год. Кроме того, на капремонт водозаборов область тратит ежегодно от 300 до 500 млн рублей.
Но речь идет не только о субсидиях муниципалам, но и о том, как эти деньги расходуются. Как оказалось, после перечисления средств реального эффекта от них не наблюдается. Во-первых, признают чиновники, средств недостаточно, а во-вторых, муниципальная система управления сетями дает сбой - сколько не вливай денег в муниципальные водоканалы, находящиеся зачастую в предбанкротном состоянии, выльешь воду в решето.

Так, по словам советника зампредседателя Ленобласти по ЖКХ Валерий Минькача, из 200 муниципалитетов области свои схемы водоснабжения и водоотведения разработали 186 образований, однако качество этих схем не выдерживает никакой критики. Так, например, в схемы заложены разные нормы по водопотреблению, отсутствуют в принципе прогнозы по потреблению ресурса, а также нет межмуниципальных схем. В муниципалитете не знают, сколько потребляет и выдает стоков сосед. В итоге качество питьевой воды не гарантировано, сброс зачастую идет на близлежащие водные объекты или вообще получается замкнутый сброс - откуда берется вода, туда и сбрасывается. По словам гендиректора ГУП «Водоканал Ленинградской области» Саяда Алиева, в среднем износ сетей составляет до 60%, а в некоторых областях (например, в Волхове) доходит до 95%, соответственно, половина ресурса теряется в аварийных трубопроводах.
По словам Александра Дрозденко, этот вопрос пора брать под областной контроль. «Если эту проблему оставить на уровне муниципалитетов, то ситуация будет только ухудшаться. Нужны заемные средства. А муниципальным образованиям эти деньги никто не даст, потому что нужны гарантии, которые есть только у региона с его профицитным бюджетом. Нужно заводить эту проблему, говоря языком 90-х, под областную крышу. Нужны конкретные цифры и концепция».
Вот и первая задача концепции состоит в том, чтобы повысить эффективность капвложений в существующие системы водоснабжения и водоотведения, рационально использовать водные ресурсы и улучшить экологическую обстановку в Ленинградской области. По словам губернатора, нужно исключить дисбалансные ситуации, когда построенные очистные нечем загружать (как в Усть-Луге) или наоборот - мощности очистных не хватает уже на этапе их строительства. Также схема призвана положить конец самоуправству застройщиков, которые при утвержденной в ППТ централизованной канализации повадились строить локальные очистные. «Они ссылаются на дороговизну этих мероприятий, но совершенно не задумываются об экологических последствиях строительства локальных очистных и влиянии стоков на территорию», - говорит господин Минькач.

Вторым шагом станет передача сетей водопровода и канализации, станций водоподготовки, очистных сооружений с муниципального уровня на региональный. Согласно 153-му областному закону, организации, оказывающие услуги по водоснабжению и отведению, передадут муниципальное имущество областному КУГИ, а комитет, в свою очередь, передаст активы ГУП «Водоканал Ленинградской области». Планируется, что в 2016 году в объединенный водоканал войдут Волховский, Тихвинский, Бокситогорский, Лодейнопольский и Подпорожский районы, в 2017 - Гатчинский, Тосненский, Кингисеппский, Ломоносовский, Лужский, Сланцевский, Волосовский и Сосновый Бор, а в 2018 - Кировский, Выборгский, Киришский, Всеволожский и Приозерский. Консолидация активов предприятий должна завершиться к 2020 году.
Соответствующее предложение - о передаче имущества - власти уже отправили в самые «сложные» с коммунальной точки зрения районы области. Однако, как подчеркивает губернатор, администрация не будет силой заставлять муниципалов передавать имущество. «Мы понимаем, что есть ряд районов области, где проблему можно решить и без нашего вмешательства. Пример - Кингисепп, где последние несколько лет собственники очистных сооружений не только развивают и инвестируют в свое имущество, но и выходят в соседние районы. То есть там, где есть успешно работающие организации, ГУПу приходить нет смысла», - говорит губернатор.

По его словам, сегодня около у 60% муниципалитетов - банкротящиеся водоканалы и полуразрушенные сети, где нет даже охраны, а от имущества, которое следует передать, почти ничего не осталось. «Понятно, что инвестор в такие районы не пойдет, поэтому здесь будет вкладываться бюджет, вкладываться, если попросту - в рухлядь», - говорит господин Дрозденко.
По его оценке, стоимость полной реконструкции сетей водоснабжения и водоотведения в области составит около 40 млрд рублей, эти средства нужно вложить в ближайшие 15-20 лет. Всю эту сумму, разумеется, областной бюджет не потянет, поэтому власти очень рассчитывают привлечь инвестора по 115-ФЗ «О концессионных соглашениях…». Положительные примеры в области уже есть - это реконструкция сетей в Выборге, проект реконструкции Ладожского водовода (Fort Group и «Росинжиниринг») и т. д.
По словам Александра Дрозденко, до конца года профильные комитеты подготовят конкурсную документацию для определения компании, которая займется созданием схемы (стоимость разработки составит около 30-50 млн рублей), а к середине 2017 года подрядчик представит уже готовый документ. Впрочем, по словам главного архитектора области Евгения Домрачева, документ обязан быть подготовлен до IV квартала 2017 года, иначе эта схема не будет отражена в Генплане города и областной схеме территориального планирования. «А в этом случае градпланы на реконструкцию сетей мы выдать не сможем», - заключил чиновник.

На сегодняшний день в Ленинградской области 132 организации обеспечивают централизованное водоснабжение и 134 - водоотведение. В 47-м регионе работает 847 водозаборов, большая часть из которых берет воду из подземных источников, 379 водопроводных станций, 96 станций водоподготовки, а общая протяженность водопроводных сетей составляет порядка 5 тысяч километров. Сейчас в регионе работает 543 канализационно-насосные станции и 267 канализационно-очистных сооружений. Общая протяженность канализационных сетей - 3,7 тысячи километров.

9 июнь 2016

Читайте еще, по этой и похожим темам: Областной водоканал создадут поэтапно
"Краснодар Водоканал" за 3 года вложит в модернизацию 215 млн рублей
С 1 января в Ленинградской области начнет работу единый водоканал
Зампредов Ленобласти перетасовали
На замену ветхих коммунальных сетей Подмосковья выделят 3,1 млрд руб.

2013-2023
© Ленинградский ритм

Поддержка сайта