Правовые аспекты эксплуатации лифтов: острые вопросы и дискуссии на Конференции
Лифтовые организации, руководители и специалисты управляющих компаний и эксплуатирующих организаций Санкт-Петербурга собрались вместе в конце мая для того, чтобы обсудить последние законодательные изменения в лифтовой отрасли
22 мая 2014 года в Санкт-Петербурге на пл. Островского д. 11 в большом конференц-зале прошла масштабная профильная конференция, посвященная вопросам лифтового хозяйства города, - «Правовые аспекты эксплуатации лифтов». Делегатами и гостями на Конференции выступили более 100 специалистов, в том числе представители Национального Лифтового Союза, Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга, Северо-Западного управления Ростехнадзора, Жилищного комитета Петербурга, руководители лифтовых организаций, эксперты отрасли, специалисты страховых компаний, руководители управляющих организаций, ТСЖ и ЖСК.
Организаторами мероприятия выступили:
• Институт правоведения и предпринимательства, г. Санкт-Петербург
• ООО «Радел»
• ООО «ЖКХ МИКС»
Генеральный партнер конференции: ООО «СМУ №7». Организация является признанным лидером на рынке лифтовых услуг. На сегодняшний день ООО «Спецмашиностроение. Монтажное управление №7 » монтирует, восстанавливает и модернизирует до 1000 лифтов в год. В связи с большим объемом заказов в некоторых регионах РФ компания открыла свои филиалы. Такой же филиал есть и в Санкт-Петербурге.
Конференция прошла при поддержке и участии Национального Лифтового Союза.
На конференции были рассмотрены актуальные проблемы эксплуатации лифтов в жилом фонде Санкт-Петербурга, а также требования новых нормативно-правовых актов, принятых Росстандартом и вводимых в действие 1 сентября 2014 года. Большое внимание было уделено вопросам ответственности владельца лифта и специализированной лифтовой организации за допущенные нарушения при эксплуатации лифтов, финансированию работ при эксплуатации и основные требования к организации эксплуатации лифтов, вопросам подготовки и оформления договоров на техническое обслуживание и ремонт, диспетчеризацию, освидетельствование, обследование и страхование лифтов и др.
С приветственным словом к делегатам конференции обратился первый заместитель Председателя Жилищного комитета Шабуров Д.Е.,Президент Фонда ЖКХ Санкт-Петербурга и Ленинградской области Кан К.П., а также представитель Национального Лифтового Союза, заместитель директора СРО «Русьэкспертлифт» Прокофьев С.А. Все выступающие отметили важность и своевременность проводимого мероприятия, призвали к открытому диалогу, обмену опытом и выработке общих решений. Также выразили благодарность организаторам конференции и генеральному партнеру ООО «СМУ№7»
«Регламентированные» противоречия
Большой потенциал для дискуссии на Конференции оказался у главной темы – законодательных изменений в лифтовой отрасли. Александр Алексеевич Абрамов, старший преподаватель кафедры гражданско-правовых дисциплин института правоведения и предпринимательства, в докладе «Изменения в правовом регулировании отношений в сфере лифтового хозяйства (вступление в силу с 01.09.14 новых НПА Росстандарта)» обратил внимание на то, что совсем недавно в России существовала стройная, логичная система, выстроенная на многолетнем опыте работы лифтовой отрасли, но относительный порядок длился недолго:
«Потом решили создать новое. К сожалению, у нас в России часто действует принцип такой: сначала – до основания разрушить, а затем – как получится. Это как раз та ситуация, что сейчас происходит в лифтовой сфере. Отказавшись от нормативно-правовых актов Ростехнадзора, новую систему не построили. Прежние документы в совокупности (хотя по каждому можно спорить и не соглашаться) были лучше, чем те, что действуют сегодня.
В итоге 15 февраля 2013 года вступил в силу технический регламент Таможенного союза «Безопасность лифтов», который, на мой взгляд, вообще не решает задач, для которых создан. Те, кто его писал, так до конца и не определились с тем, что регулирует регламент: либо только продукцию, либо продукцию и процессы, связанные с ней (проектирование, производство, хранение, транспортировка, эксплуатация и утилизация лифта и лифтового оборудования). До конца чисто формально, юридически разобраться в этом регламенте сложно».
Диспетчеры и звонки
Отдельный вопрос на Конференции был посвящен разнице между диспетчерским контролем за работой лифта и обеспечением переговорной двусторонней связи с кабиной лифта. Сейчас любой жилой дом с лифтом должен быть обеспечен как переговорной связью из кабины лифта, так и диспетчерским контролем, который включает в себя контроль за соблюдением безопасности, контроль за шахтой и системами управления в машинном помещении. Докладчики отметили, что до сих пор в Петербурге работают УК и ТСЖ, у которых нет договоров на обеспечение двусторонней связи с кабиной лифта. Связано это с тем, что раньше Ростехнадзор позволял на короткий промежуток времени – от 2-3 месяцев до полугода, - использовать звонки громкого боя. Теперь получилось так, что в ряде домов до сих пор пользуются звонками громкого боя и не устанавливают оборудование для двусторонней связи.
Новая ответственность
Ренат Альбертович Мамлеев, генеральный директор ООО «Радел», представил доклад «Порядок ввода лифтов в эксплуатацию и вывод их из эксплуатации при обнаружении нарушений и дефектов, влияющих на их безопасную эксплуатацию. Замена и модернизация лифтов, отработавших срок службы». В нем он заострил внимание на типичных проблемах порядка ввода лифтов в эксплуатацию и обозначил самую главную проблему – ответственность собственников лифтов. Новый регламент всю ответственность за работу и контроль состояния лифта переносит непосредственно на собственника лифта. Все замечания со стороны контролирующих органов, которые относятся к организационным, правовым аспектам, выписываются именно собственникам. Если произошла внештатная ситуация, неважно, по чьей вине, обслуживающей организации или эксплуатирующей, прокуратура будет «сечь» голову собственнику. А он к такому повороту событий пока не готов. «Основной движущей силой должны быть собственники домов и лифтов, потому что слушать на всех уровнях власти будут только их. Собственник должен давать указания обслуживающей организации, что делать. С переходом на эту модель видения ответственности за лифт изменилось отношение к лифтам со стороны государства. Вступают новые законодательные акции, в которых прописывается куча всевозможных условий: техрегламент, контроль, диспетчеризация… А финансирование не предусмотрено. Возникает противоречие: с одной стороны, необходимо содержать лифт в соответствие со всеми требованиями, а с другой – нет финансирования. Откуда взять деньги на оплату всего? Это первый вопрос. Второй: кто все-таки собственник?»
Кто, как и сколько платит «за музыку»?
Вопрос финансирования ремонта лифта прозвучал на Конференции очень остро. Что делать, если испортилась дорогостоящая деталь, которая стоит годового обслуживания лифта? В программу капитального ремонта включен только капитальный ремонт лифтов. А где взять деньги на срочный ремонт лифта, чтобы не проводить изнуряющих собраний, особенно в условиях ограниченного времени? Ведь если лифт встал, то альтернативы ему нет, так как лестница в 25-40-этажном здании – не альтернатива.
Вопросам финансирования обслуживания и ремонта лифта был посвящен и доклад Натальи Марковны Летенко, начальника планово-экономического отдела Жилищного Комитета Санкт-Петербурга. В выступлении на тему «Финансирование работ при эксплуатации лифтов» она отметила, что «стоимость работ для жителей должна соответствовать договорной стоимости специализированной организации. Но это – идеальная картина. Сейчас «лишние средства» идут на другие работы, и в соответствие с Жилищным кодексом, нужно решение общего собрания собственников, будут ли средства расходованы или вернутся обратно к гражданам. Затраты на экспертное обслуживание должны быть возложены на собственников и определяться решением общего собрания».
Кто владеет?
Участники Конференции отметили, что законодательно у нас не определено понятие «владелец лифта», и нестыковка присутствует во многих нормативах, особенно федерального уровня. Оперативное управление осуществляет управляющая компания, но есть многоквартирные дома смешанной формы собственника. Кто является владельцем лифта в конечном счете – то, кто эксплуатирует лифт или управляет домом? Управляющая компания несет ответственность за безопасность жильцов, и получается, что владелец – она, как представитель собственника здания. Жильцы многоквартирного дома не являются собственниками лифтов. По идее, собственником должно являться юридическое или физическое лицо, но участники Конференции пришли к выводу, что считать владельцем управляющую компанию – сомнительно верное решение. То же самое связано с вопросами страхования лифта – кто должен это делать: управляющие компании, эксплуатирующая организация или всё же собственники квартир?
Оценка соответствия
Большое внимание докладчики уделили проведению оценке соответствия лифтов. В Техническом регламенте три оценки соответствия: назначенному сроку службы, выработавших нормативный срок службы, и перед вводом в эксплуатацию.
Оценка соответствия проводится в течение назначенного срока службы. Периодичность – не реже 1 раза в 12 месяцев. Проводит ее организация, аккредитованная и уполномоченная для этой деятельности. В России сейчас установлен порядок по аккредитации и создана Федеральная служба по аккредитации.
Организации, проводя оценку соответствия, выдают владельцу акт проделанных работ и заключение: допускается ли дальнейшая эксплуатация лифта. В заключении должны быть прописаны условия устранения негрубых нарушений, сроки, в том числе, те, которые надо устранить до пуска лифта. Устранять ли их – решает только владелец, все замечания носят рекомендательный характер. Это приводит к следующей проблеме: на сегодняшний день в Петербурге около 10 тысяч лифтов работают с паспортами, в которых написано, что эксплуатация этих лифтов не рекомендует по тем или иным причинам. А полная ответственность за последствия лежит, как мы помним, на владельцах.
Конкурсы: зло или добро?
Участники и докладчики на Конференции рассказали, что, к сожалению, когда проводятся конкурсы на экспертную оценку лифта в течение срока службы, критерий выставляется только один – цена. Это невыгодно для всех, в том числе, для самого владельца. Цена, рекомендованная для проведения данных работ государством, снижается в результате конкурсной борьбы на 50-70 %. Как правило, при таких расценках работу производят только неквалифицированные или малоквалифицированные специалисты, без опыта, отсюда – низкая плата. Откуда у заказчиков уверенность, что они успевают проверить все оборудование? – задались вопросом участники Конференции. Получается, что такое проведение периодического обследования приводит к тому, что в домах эксплуатируется некачественное оборудование, а вероятность аварий и несчастных случаев повышается. Кроме этого, здесь есть и экономический момент: работа неисправного оборудования ведет к его быстрому износу и выходу из строя, а замена лебедки стоит до 500 тысяч рублей. Хотели сохранить копейку, а платим – целый рубль. Об этом тоже стоит думать при выборе организации.
Государственный контроль
Представители контролирующих государственных органов также выступили с докладами на Конференции, показав, что, несмотря на рыночные отношения в лифтовой отрасли, государство не собирается оставлять эту сферу без контроля.
Начальник СЗ Управления Ростехнадзора в докладе «Государственный надзор над лифтами в период их монтажа и эксплуатации» остановился на требованиях к проверкам, к владельцам лифтов, потому что проверяют в первую очередь именно владельцев лифтов. По оценке Ростехнадзора в Петербурге существуют 3500 организаций, которые являются владельцами лифтов. С лета 2013 года Ростехнадзор проводит проверки лифтов. В прошлом году удалось проверить 120 организаций, в этом году запланировано порядка 400 проверок. На сайте Генеральной прокуратуры вывешен список тех, кто попал под проверку, - так что секретов нет, к проверке можно подготовиться.
Алексей Сергеевич Тихашин, заместитель начальника Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга, поведал собравшимся о роли ГЖИ в системе государственного надзора за соблюдением требований законодательства по обеспечению безопасной эксплуатации лифтов.
В завершении конференции выступил Чернецкий Денис Юрьевич, исполнительный директор ООО «Консалтинговое бюро «Феликс», с докладом Основные требования к организации эксплуатации лифтов. Подготовка и оформление договоров на техническое обслуживание и ремонт, диспетчеризацию, освидетельствование, обследование и страхование лифтов.
По итогам состоявшихся дискуссий участники конференции обратились к губернатору Санкт-Петербурга с предложением обратить внимание на решение острых проблем. В частности внесение изменений в Региональную программу капитального ремонта общего имущества многоквартирного дома, включения в неё финансирования не только замены лифтов, но и замены (ремонта) отдельных узлов лифтового оборудования в полном соответствии с действующим законодательством. Обеспечение своевременного проведения обследования всех лифтов по истечению срока их службы для определения возможности продления сроков их эксплуатации или проведения модернизации за счет средств фонда капитального ремонта. Проведения в кратчайшие сроки аварийно-восстановительных работ без конкурсных процедур на лифтах, запрещенных к эксплуатации по результатам периодического технического освидетельствования, а также остановки в результате поломок в объеме капитального ремонта с целью предотвращения признания квартир на этажах выше 5, непригодными для проживания.
Бюджетного финансирование обучения членов Советов многоквартирных домов, Правлений ТСЖ и ЖСК в виду необходимости решения большого объема задач по капитальному ремонту общего имущества, в том числе и лифтов. Разработки и реализации программы диспетчеризации лифтов во всех многоквартирных домах в соответствии с действующим законодательством.
Принятие регионального правового акта регулирующего отношения по вопросам организации эксплуатации лифтов в жилом фонде Санкт-Петербурга, в том числе по вопросам их страхования, установления тарифов с учетом особенностей лифтов (сроков эксплуатации, конструктивной специфики, этажности и др.).
Разработки регионального сметного нормирования работ по техническому обслуживанию и диспетчеризации лифтов.
Также участники конференции решили проводить подобные мероприятия ежегодно.
22 май 2014