Russian Elevator Week 2023
Презентация ЖКХ mix 2015
Презентация ЖКХ mix 2015
Справочник ЖКХ mix 2024-2025

Единая площадка для специалистов жилищно-коммунального хозяйства

22 марта 2012 года в Международном Центре Делового Сотрудничества (г. Санкт-Петербург) состоялась Конференция «Эффективное управление жилищно-коммунальным хозяйством – 20 лет реформ», приуроченная ко дню работника ЖКХ. Организатором конференции выступил журнал «ЖКХ mix». Партнёр конференции - ГУП ВЦКП «Жилищное хозяйство». Конференция прошла при поддержке депутата ГД ФС РФ Потомскго В.В., члена комитета по жилищной политике и ЖКХ, Председателя Жилищного комитета Правительства Санкт-Петербурга, Ассоциации «Некоммерческие организации по внедрению механизма саморегулирования», Национального Объединения Саморегулируемых Организаций управляющих недвижимостью (НОСО УН), Инженерно-экономического универститета Санкт-Петербурга.
В работе Конференции приняли участие руководители и специалисты управляющих компаний, председатели правлений и представители товариществ собственников жилья, главы и представители МО законодательной и исполнительной власти, представители Российской жилищной Федерации, Ассоциации ТСЖ Санкт-Петербурга, торгово-промышленной палаты Российской Федерации, национальных профессиональных объединений строителей, энергоаудиторов, лифтовых организаций, производителей и поставщиков строительных материалов и изделий, руководители и специалисты организаций, предлагающие услуги для эффективного обслуживания многоквартирного дома (МКД), другие приглашенные лица . Всего в работе Конференции приняли участие 159 специалистов
В рамках Конференции выступили представители ТПП РФ по предпринимательству в сфере жилищного и коммунального хозяйства, председатель Жилищного Комитета Правительства Санкт-Петербурга, заместитель председателя Комитета по тарифам Правительства Санкт-Петербурга, специалист Комитета по энергетике и инженерному обеспечению Правительства Санкт-Петербурга, руководитель Ассоциации «Некоммерческие организации по внедрению механизма саморегулирования», специалисты национального объединения саморегулируемых организаций управляющих недвижимостью, преподаватели профильных факультетов ИНЖЭКОНа (Санкт-Петербург) и приглашенные зарубежные гости.
Участники Конференции рассмотрели узловые проблемы, связанные с деятельностью управляющих организаций, взаимодействие с собственниками жилья, ресурсоснабжающими организациями и взаимодействие с органами власти, деятельность ассоциаций собственников жилья. Основные выступления докладчиков на Конференции посвящены темам управления многоквартирными домами, изменению нормативных актов в ЖКХ, обеспечению МКД коммунальными услугами, ходу выполнения Федерального закона РФ от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", применению приборов учета, контролю и регулированию всех энергоносителей, ресурсов и услуг водоснабжения и водотведения, а также вопросам саморегулирования в сфере управления объектами недвижимости, стандартам управления и раскрытия информации, обеспечению безопасной эксплуатации объектов.
Принятые в мае-июне 2011 года изменения в ЖК РФ и новая редакция Правил предоставления коммунальных услуг внесли существенные коррективы в систему управления многоквартирными домами. Для их реализации необходимы большие усилия и затраты, эффективность которых может оказаться незначительной. Введение системы всеобщего контроля и перепроверки всех ранее принятых документов, согласно требованиям Жилищного кодекса, при отсутствии специалистов необходимой квалификации (в области права и экономики), а также понимания целей и поддержки со стороны управляющих организаций, ТСЖ и общественности может не дать ожидаемых результатов и вызвать обострение конфликтов и рост социальной напряженности. Новые нормативные акты, разработанные специалистами американских фирм, но не согласованные с общественностью России, вызовут искусственное повышение платежей для возмещения необоснованных расходов (выделение платежей на общедомовые нужды, на оплату неотапливаемых помещений, на защиту персональных данных, на обслуживание приборов учета и других).
Выслушав доклады участников Конференции, посвященные различным аспектам развития жилищно-коммунального хозяйства, Конференция отмечает:
Правительством РФ реализация реформы ЖКХ обозначена как одна из важнейших задач модернизации социально-экономического потенциала страны.
Город Санкт-Петербург является одним из крупнейших городов мира, со своей особенной инфраструктурой, и хотя, сегодня, город располагает необходимым потенциалом для обеспечения нормального функционирования ЖКХ, тем не менее, реформирование жилищно-коммунального хозяйства пока не дает желаемых результатов. А качество жилищно-коммунальных услуг не вполне адекватно запросам населения. Участники конференции отмечают, что высокие объемы задолженности населения и управляющих компаний перед поставщиками ЖКУ за эти услуги тормозят развитие этой отрасли и не соответствуют общей концепции государственной Программы модернизации всей системы ЖКХ. Отсутствуют согласованные действия со стороны поставщиков ЖКУ, управляющих компаний и товариществ собственников жилья в плане повышения собираемости платежей и внедрения действенных рычагов воздействия на неплательщиков за услуги ЖКХ.
В настоящее время реформа ЖКХ проводится, но она ещё далека от завершения. Главное в реформировании отрасли – переход к профессиональному управлению и участие собственников в проводимой реформе.
Предлагаем для ознакомления выдержки из ключевых докладов Конференции. Более подробную информацию можно посмотреть на сайте www.gkh-miks.ru

«Современные модели управления и учета ресурсов в жилищно-коммунальном хозяйстве»
Докладчик Башкин В.В., член комитета ТПП РФ по предпринимательству в сфере жилищного и коммунального хозяйства
Уже который год ситуация в российском жилищно-коммунальном комплексе остается «стабильно сложной». Растущие тарифы и вливания государственных средств не приводят к сколько-нибудь значимым позитивным изменениям. Отрасль жизнеобеспечения превратилась в «черную дыру» российской экономики, проглатывая и превращая в ни-
что как государственные средства, так и средства граждан.
Проблемы комплекса из вопроса чисто профессионального постепенно превращаются в вопрос, имеющий значительное социальное и даже общественно-политическое значение. Участниками рынка и представителями власти рассматриваются различные управленческие решения, озвучиваются разнообразные подходы к решению стоящих перед отраслью проблем.
Предлагаемые меры делятся на два основных направления – установление жесткого административного контроля над этой сферой деятельности или дальнейшее продвижение по пути создания действенных рыночных механизмов регулирования рынка жилищных и коммунальных услуг.
Путь прямого администрирования имеет ряд системных недостатков. В отсутствие конкуренции среди управляющих и ресурсоснабжающих организаций, нет стимула снижать издержки и улучшать качество услуг, внедрять новые виды оборудования и системы учета.
Контролирующий же чиновничий аппарат традиционно громоздок и неэффективен. К тому же придется забыть о привлечении к реформированию жилищного и коммунального хозяйства частного капитала.
Развитие рынка жилищных и коммунальных услуг также встречает ряд препятствий. Это низкая платежеспособность значительной части населения, монополизм ресурсоснабжающих организаций, незавершенность жилищной реформы.
К участникам рынка жилищных услуг предъявляется достаточно много претензий в сфере их непосредственной ответственности, в том числе на завышенные тарифы по содержанию и ремонту жилого фонда.
Тарифы на коммунальные ресурсы устанавливаются распоряжениями субъектов Российской Федерации, и ни управляющие компании, ни
собственники жилья никак на них повлиять не могут. А вот повлиять на расход энергоносителей можно. Более того, нужно. На это направлена государственная программа «Энергетическая стратегия России на период до 2030 года». В рамках этой программы и согласно федеральному закону№261-ФЗ предусматриваются энергоэффективные мероприятия, стартом которых является оснащение зданий приборами учета используемых коммунальных ресурсов. Определен и конкретный механизм оптимизации энергосбережения. В Распоряжении Правительства РФот 13.11.2009№1715-р в качестве приоритетного направления научно-технического прогресса в сфере коммунальных услуг указывается создание автоматизированных систем контроля и управления потреблением коммунальных ресурсов.
Электронный арбитр
Переломить ситуацию на рынке ЖКУ и ответить, наконец, на вопрос потребителей «За что мы платим?» простым ужесточением административного контроля невозможно. Необходимо исключить возможность неявных хищений, которую метод ручного управления скорее предоставляет, чем пресекает. В сфере жилищного и коммунального хозяйства это может сделать «электронный арбитр» – автоматизированные системы учета и управления потреблением коммунальных ресурсов, не только фиксирующие объемы расхода, но и
отслеживающие динамику поставки ресурсов и их качество.Инновационные подходы к решению проблем в сфере жилищного и коммунального хозяйства демонстрирует компания ЗАО
«ЭСКО ЗЭ», разработавшая, и совместно с партнерами, осуществляющая внедрение Интегрированной Информационной Системы управления.
Глобальный софт – от приборов учета до квитанци
В чем новизна предложенного решения?
В первую очередь, это объединение в рамках одного комплекса двух различных систем – автоматизированного учета потребления ресурсов и расчетно-кассовых (биллинговых) операций (рис. 1). Такой подход обеспечивает автоматизацию прохождения всех операций – от снятия показаний с приборов учета до начисления платежей в платежную квитанцию за ЖКУ.
Что дает применение такой системы?
Из тьмы на свет – прозрачность учета и начислений
Не будет ошибкой назвать непрозрачность измерений, учета и начисления платежей за коммунальные ресурсы одной из главных причин недоверия к деятельности управляющих и ресурсоснабжающих организаций как со стороны потребителей, так и со стороны органов власти. Примером решения этой проблемы является Автоматизированная система коммерческого учета, регулирования и диспетчеризации энергопотребления АСКУРДЭ «НИИ ИТ – ЭСКО» – главная составная часть Интегрированной Информационной Системы управления. АСКУРДЭ осуществляет автоматический сбор, учет и регулирование энергопотребления, контроль и управление техническими параметрами потребляемых энергоресурсов.
Посредством современных средств коммуникации обеспечивает доступ к данным учета, позволяя и потребителю, и поставщику буквально в режиме реального времени отслеживать объем и качество получаемых энергоресурсов.
Предоставляемая АСКУРДЭ возможность контроля со стороны потребителя и ведение баланса между полученными и потребленными энергоресурсами и между уровнями учета (общедомовым и индивидуальным) полностью предотвращает коммерческие потери от утечек и хищения. Возложение функций учета и регулирования потребляемых ресурсов на независимого оператора, высокая степень автоматизации процесса учета способствуют разрешению конфликтных ситуаций между потребителями и поставщиками ресурсов, возникновению доверия жителей к деятельности как управляющих, так и ресурсоснабжающих организаций.
Комфорт на контроле – количество и качество ресурсов к оплате
Особенностью системы АСКУРДЭ «НИИИТ – ЭСКО» является то, что она создана с учетом изменений в законодательной сфере, в частности, с учетом действующего Постановления Правительства РФ№307, вступающего в силу в 2012 г. Постановления №354 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам», Федерального закона №190-ФЗ «О теплоснабжении», и позволяет контролировать качество предоставляемых коммунальных услуг и ресурсов и его соответствие установленным законом требованиям. При существующей ручной системе учета, потребителю крайне сложно доказать нарушения со стороны поставщика, даже в случае элементарного отключения воды. Доказать же свою правоту в случае нарушений по качеству практически невозможно. Судебные процессы длятся месяцами и зачастую заканчиваются ничем. Система фиксирует параметры подаваемых ресурсов в режиме on-line, автоматически снимая, регистрируя и архивируя показания приборов учета. При этом она зарегистрирована Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии как средство измерения и является эффективным арбитражным инструментом. Успешная судебная практика потребителей, использующих АСКУРДЭ «НИИ ИТ – ЭСКО», – лишнее тому подтверждение.
Личность в тайне – управленец открыт С целью обеспечения доступа потребителей к сведениям о деятельности управляющих компаний в сентябре 2010 г. было принято Постановление Правительства Российской Федерации№731 «Об утверждении стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность всфере управления многоквартирными домами». Стандарт раскрытия информации включает в себя и сведения о начислении платежей за коммунальные услуги. Всю эту информацию плюс архив в циф-ровой или графической форме потребитель может получить через Интернет с серверов Интегрированной Информационной Системы управления, самостоятельно проверить правильность начисления платежей и проведенных перерасчетов в соответствии с показаниями приборов. При этом система гарантирует полную конфиденциальность персональных данных жителя в соответствии с Фе-
деральным законом№152 «О персональных данных».
Оплата гарантирована – деньги транзитом
На протяжении всего периода жилищной реформы остро стоит проблема неплатежей – неполного или несвоевременного перечисления средств потребителями и управляющими организациями поставщикам услуг. Из-за чего это происходит? Как правило, средства на управление многоквартирным домом поступают изначально на счет управляющей организации, и уже оттуда происходит распределение по счетам компаний – поставщиков отдельных видов услуг.
Использование Интегрированной Информационной Системы позволяет осуществлять автоматическое расщепление платежей на транзитном счете, гарантируя получение денежных средств поставщиками коммунальных ресурсов и услуг в день поступления платежа от потребителя. Внедрение такой Системы в конечном итоге приведет к тому, что такое понятие как «просроченная задолженность управляющих компаний» просто исчезнет из обихода.
Инвестконтракт без риска – возврат денег без посредникаАвтоматизация всех учетно-расчетных операций, исключение посредников по оплате путем внесения платежей за внедрение приборов учета и энергосберегающих технологий отдельной строкой в единый платежный документ и расщепление платежей позволяют сформировать гарантированный источник возврата денежных средств инвесторам проекта. Использование такого подхода защищает инвестора от риска невозврата платежей управляющими компаниями. Это делает установку Интегрированной Информационной Системы управления инвестиционно привлекательной, способствует притоку частных инвестиций на рынок энергосберегающих технологий.
Практика – критерий истины
Сегодня ЗАО «ЭСКО ЗЭ» совместно с партнерами реализует проект внедрения Интегрированной Информационной Системы управления «МОЙ КОММУНАЛЬНЫЙ ОРДИНАНТ» (ординант – приводящий в порядок, упорядочивающий), позволяющей объединить в едином решении оператора учета потребляемыхых ресурсов и оператора расчета и начисления платежей.
В течение трех лет компанией создано несколько десятков операторов учета регионального и муниципального уровня. В настоящее время происходит дополнение их биллинговыми центрами. Создаваемые комплексы обслуживают многоквартирные жилые дома и объекты социальной сферы. Наиболее эффективными из них на настоящий момент стали комплексы, созданные в результате сотрудничества ЗАО «ЭСКО ЗЭ» с московским предприятием «ГОРИНФОТЕХ» – победителем конкурса Правительства Москвы на внедрение автоматизированной системы управления «Информационное обеспечение деятельности Единых Информационно-Расчетных Центров» (АСУ ЕИРЦ), Санкт-Петербургским предприятием «ИНАРИ», с использованием программного блока «1С: учет в управляющих компаниях ЖКХ, ТСЖ и ЖСК». Широкий выбор партнеров проекта достигнут благодаря заложенной в Системе возможности совмещения практически с любыми существующими информационно-аналитическими и биллннговыми системами.

«Взаимодействие саморегулируемых организаций в сфере строительства и эксплуатации жилого фонда РФ»

Докладчик Кан К.П., Помощник депутата Потомского В.В. – члена комитета по жилищной политике и ЖКХ ГД ФС РФ, Руководитель аппарата управления ассоциации «Некоммерческие организации по внедрению механизма саморегулирования»
Ассоциация «Некоммерческие организации по внедрению механизма саморегулирования», далее «Ассоциация», зарегистрирована 4 августа 2010 года в главном управлении министерства юстиции Российской Федерации и объединяет профессиональные некоммерческие организации.
Ассоциация создала впервые в России непрерывную цепочку качества субъектов предпринимательства строительной сферы по производству и обслуживанию жилого фонда.
Проект Ассоциации поддержан федеральными профессиональными и общественными организациями.
Проект решает одновременно проблему проведения капитального ремонта старого жилого фонда и получение новой жилой площади, получаемой в ходе реконструкции МКД. При реконструкции также предусматривается монтаж мини ТЭЦ и генерирующей электростанции, что позволит, как минимум в два раза уменьшить затраты жителей на оплату энергоресурсов (тепло, ГВС и электроэнергию).
Подготовлена законодательная база для проведения реконструкции и капитального ремонта жилого фонда без отселения жильцов:
СТО НОСТРОЙ 3.1-2011 «ОРГАНИЗАЦИЯ СТРОИТЕЛЬНОГО ПРОИЗВОДСТВА. КАПИТАЛЬНЫЙ РЕМОНТ. КАПИТАЛЬНЫЙ РЕМОНТ ЖИЛЫХ ДОМОВ БЕЗ ОТСЕЛЕНИЯ ЖИЛЬЦОВ. ОБЩИЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ», НАЦИОНАЛЬНОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ СТРОИТЕЛЕЙ;
СТО 00043363-01-2008 «РЕКОНСТРУКЦИИ И МОДЕРНИЗАЦИИ ЖИЛИЩНОГО ФОНДА», РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ АРХИТЕКТУРЫ И СТРОИТЕЛЬНЫХ НАУК;
МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ СТО РААСН 01-2007 «РЕКОНСТРУКЦИИ И МОДЕРНИЗАЦИИ ЖИЛИЩНОГО ФОНДА», Российская академия архитектуры и строительных наук, научно-исследовательский институт теории архитектуры и градостроительства РААСН.
Основной целью реконструкции и энергосберегающей модернизации жилого фонда РФ является проведение капитального ремонта жилых зданий постройки 40-х, 50-х, 60-х, 70-х годов, обновление систем инженерного оборудования и проведение комплекса мероприятий, связанных с энергосбережением и повышением энергоэффективности зданий (замена кровли с теплоизоляцией, утепление фасада здания, замена окон на металлопластиковые, замена центральных коммуникаций, замена системы вентиляции здания, обеспечение дома приборами учета, контроля и регулирования расхода всех энергоносителей) за счет надстройки и пристройки дополнительных объемов жилых площадей к реконструируемому дому, включив все затраты по реконструкции в новую жилую площадь, получаемую в ходе реконструкции.
Программа позволит:
1. Создать качественно новое жилье с современными требованиями, предъявляемыми к жилым домам по характеристикам энергосбережения и энергоэффективности.
2. Модернизировать и провести капитальный ремонт существующего жилого фонда.
Застройщик осуществляет:
Замену кровли – будет выполнена новая кровля вместе со стропильной системой и современными теплоизолирующими материалами;
Утепление фасада дома;
Замену всех оконных проемов на металлопластиковые, многокамерные стеклопакеты;
Ремонт общедолевого имущества дома: лестничных клеток, подъездов, установка металлических входных дверей:
Установку счетчиков энерго, водо и теплопотребления;
Замену коммуникаций общего пользования - внутри дома будут заменены все центральные инженерные системы: отопление, водопровод, канализация.
Жилая площадь будет реализована в соответствии с ценами на жилье по существующим регламентам Минрегионразвития.
Ориентировочная цена строительства и реконструкции 1,0 м2 площадей составит 25 - 27,0 тысяч рублей.
Тип проекта: «Санация по энергосбережению в результате реконструкции и модернизации жилого фонда в Российской Федерации».
Способ достижения цели:
Осуществление работ по реконструкции и модернизации жилого дома, а также по реализации полученных в результате модернизации площадей, будет произведено организациями – членами СРО, входящими в Ассоциацию.
Сроки и этапы реализации проекта:
График проведения работ после поступления финансирования составит 5 -7 месяцев.
Существо предполагаемого проекта
Проект реализуется в рамках нового этапа жилищной политики, важнейшей частью которой являются не только новое строительство, но и реконструкция, и модернизация существующего жилищного фонда и в первую очередь жилых домов первых массовых серий. Реконструкция обеспечит снижение объемов выбытия жилья по ветхости, снижение расходов потребления и потерь энергоресурсов, безопасность проживания, повышение комфорта и архитектурного качества застройки. Реконструкция повысит стандарт потребительского качества жилья на вторичном рынке и ускорит приватизацию, сделает более плавным процесс продвижения жилищной коммунальной реформы, когда снижение затрат по расчетам за коммунальные услуги компенсирует повышение тарифов за энергопотребление.
Как показывают зарубежная практика и опыт пилотных проектов в России, ремонтно-реконструктивные работы на жилых домах могут производиться без отселения жильцов, а устройство мансардного этажа является наиболее экономически эффективным приемом воспроизводства жилищного фонда, объем которого составит 20-30 % реконструируемых жилых домов. Снос же этих домов представляет серьезную проблему не только по ее масштабу, но и по экономическим факторам, требующим отселения жителей с предоставлением нового жилищного фонда.
Строительство объекта подразумевает решение следующих задач:
- определение социально-экономической эффективности реконструкции жилого здания в сравнении с новым строительством при его сносе;
- оценку эффективности инвестиционного проекта реконструкции жилого здания в процессе разработки;
- определение технического состояния жилого здания, подлежащего реконструкции;
- повышение тепловой эффективности, комфорта и безопасности проживания, а также продление срока эксплуатации жилого здания;
- выбор архитектурно-градостроительных решений реконструкции;
- определение методов ремонтно-реконструктивных работ и организационных способов производства строительных работ.
Преимущества для жителей
При реконструкции жилого дома Застройщик осуществляет за свой счет:
Замена кровли – будет выполнена новая кровля вместе со стропильной системой;
Ремонт общего имущества дома лестничных клеток, подъездов, установка металлических входных дверей;
Замена коммуникаций общего пользования - внутри дома будут заменены все инженерные системы: отопление, водопровод, канализация;
В каждой квартире будут заменены стояки водопровода с установкой индивидуальных счётчиков;
Общедомовые системы отопления и водоснабжения будут выведены из-под пола и выполнены с верхней разводкой;
Тепловой пункт будет выполнен с полуавтоматической системой регулирования температуры теплоносителя;
В силу конструктивных особенностей производимой реконструкции, каждая квартира получит увеличение площади за счет устройства лоджий примерно 10,0 м2;
Лоджии будут застеклены в соответствии с архитектурным решением фасадов здании;
Все существующие окна будут заменены на пластиковые;
Устраиваемый вентилируемый фасад с утеплением, отделкой современными материалами, позволит дому приобрести не только новый облик, но и позволяет существенно снизить энергопотребление;
Благоустройство будет выполнено в соответствии с учетом пожеланий жителей: устройство парковочных мест для автотранспорта, проездов, площадок для отдыха, детских площадок и т.д.;
Применяемая технология производства работ позволяет выполнить реконструкцию жилого дома в короткие сроки: 5-7 месяцев;
Увеличение срока службы дома (минимум на 30 лет) за счёт проведения мероприятий по усилению фундаментов , несущих конструкций и перекрытий.
Этапы реализация проекта:
Перед началом реализации проекта и до проектных работ здание обследуется для выяснения состояния несущих конструкций и фундаментов;
Реконструкция производится без отселения жителей дома, согласно рекомендаций Академии градостроительства РФ;
Устанавливается фиксированное время проведения строительно-монтажных работ: по будням с 900 до 1800 часов, по субботам с 1000 до 1600 часов проводятся подготовительные работы, не создающие шума;
Таким образом, выполнение работ по реконструкции жилого дома позволит обеспечить спокойное проживание жителей и избежать конфликтные ситуации в процессе строительства;
Создается инициативная группа жителей дома, с которой решаются текущие вопросы, возникающие до и во время проведения всего регламента строительных работ;
Проводится экспертиза и изучение (фотографирование, подписание акта или фотографии) всех квартир здания на предмет оценки их состояния до начала проведения работ;
Это необходимо сделать во избежание необоснованных претензий к строителям и оценки ущерба, нанесенного ими. Такая мера защищает и строителей, и жителей;
Работы осуществляются со строительных лесов. Строительные леса изготавливаются таким образом, чтобы даже мелкие предметы не могли упасть вниз;
В качестве дополнительной меры безопасности устраиваются деревянные галереи над подъездами;
Строительная площадка будет занимать небольшую площадь, а технология строительства - предусматривать работу "с колёс", что не требует большого места для складирования строительных материалов;
Будут приняты меры по защите зелёных насаждений (помосты, ограждения деревьев и кустарников);
Расположение строительной площадки организуется с учётом существующей плотной застройки и согласуется с жителями;
Подъём строительных материалов, оборудования и рабочей силы осуществляется приставным подъемником без применения кранов;
Лестничные клетки и подъезды жилой части здания не используются для подъёма на крышу строительных материалов, оборудования и рабочей силы;
После свертывания строительной площадки обеспечивается его чистота и полный порядок;
В процессе реализации проекта с собственниками жилья будут заключены договора страхования гражданской ответственности и рисков и соблюдены все гражданские, социальные и имущественные права собственников жилья в соответствии с законодательством РФ.
Квартиры будут сдаваться в следующей готовности:
Окна, балконные двери пластиковые;
Стены потолки под финишную отделку (под покраску, обои и т.д.);
Подготовка под чистые полы;
Выводы под сантехническое оборудование;
Электрическая разводка.
Конструктивные особенности
Надстраиваемые этажи опираются на металлический каркас (монолит) выполненный с наружной стороны здания ,что позволяет:
перераспределить нагрузку на внешний каркас;
усилить существующие наружные стены;
получить дополнительные площади в виде лоджий.
Металлический каркас опирается на отдельно стоящие железобетонные монолитные фундаменты, выполненные по периметру здания.
Перекрытия надстраиваемого этажа монолитные железобетонные.
Стены и кровля надстроенных этажей многослойные.
Кровля металлочерепица.
Пароизоляция, теплоизоляция - высокоэффективный теплоизоляционный материал.
Внутренняя отделка гипрок.
Наружные стены утепляются и облицовываются «Вентилируемыми фасадами».
Лестничные марши в надстраиваемых этажах сборные железобетонные.
Площадки выполняются из монолитного железобетона.
Конструкция стен: наружные и внутренние выполнены из легких бетонных блоков, толщиной 350,0 мм. и 250,0 мм.
Фундаменты под металлические колонны: отдельно стоящие из монолитного железобетона.
В реализации Программы необходимо осуществить следующие меры правового, финансового и организационного характера:
- нормативное правовое и методическое обеспечение реализации программы;
- формирование первоначального источника финансирования для проведения реконструкции;
- проведение информационно-разъяснительной деятельности, направленной на освещение мероприятий по реконструкции во всех муниципальных образованиях России.
Ожидаемые результаты от реализации программы реконструкции определяются ее целью и основными задачами. Использование этих результатов при переходе к массовой реконструкции жилого фонда позволит достичь намечаемых показателей социальной и технико-экономической эффективности, повысить потребительскую стоимость фонда, улучшить комфортное проживание граждан, создание новых рабочих мест.Горизонт проекта – более 12 000 домов в г. Санкт-Петербурге и Ленинградской области.

«Жилищно-коммунальное хозяйство в условиях реформ»
Докладчик: Чекалин Вадим Сергеевич., д.э.н. Инженерно-экономический университет (Санкт-Петербург)
Проблемы ЖКХ и необходимость реформ:
Жилищный фонд страны составляет около 3 млрд кв.м общей площади, в т.ч. 2 млрд кв.м в городах. Но значительная часть ЖФ не удовлетворяет потребности населения по качеству, техническому содержанию и уровню благоустройства.
Нормативный срок отслужили около 60% ОФ коммунального хозяйства. В результате износа и низкого КПД расход энергетических ресурсов в ЖКХ на 30-50% выше, чем в Европе. Потери коммунальных ресурсов, которые оплачивают потребители, по воде составляют 20%, по электроэнергии – 15%, по теплу - до 40%
В результате проблемы в ЖКХ обостряются, а платежи за услуги растёт.
Причины нарастания проблем в ЖКХ: объективные – изношенность и отсталость МТБ ЖКХ и субъективные - административный механизм хозяйствования и отсутствие реальных реформ
Поэтому важнейшей задачей является привлечение инвестиций и радикальное реформирование в ГХ.
Содержание и ход реализации жилищно-коммунальной реформы
Основные направления ЖКР:
Повышение эффективности системы управления;
Формирование конкурентной среды;
Стимулирование энерго и ресурсосбережения;
Обеспечение баланса цены и качества жилищно-коммунальных услуг;
Адресная социальная поддержка населения в процессе реформирования.
По всем указанным направлениям есть определённые достижения, но имеются и существенные недоработки:
Договоры на предоставление жилищно-коммунальных услуг жителям либо отсутствуют, либо формальны. Контроль со стороны властей в сфере ЖКХ недостаточен, а собственники пассивны. Отсутствует ряд важных нормативных документов – О статусе УК, О страховании рисков и др.
Конкурсы проводятся без учёта квалификационных требований, развитие ТСЖ идёт трудно, в том числе по причине недостаточной информированности жителей.
отсутствует комплексный подход к разработке и реализации программы ресурсосбережения в ЖКХ города, включающей комплекс мер по правовому, организационному, финансовому, техническому и информационному обеспечению.
не введены в практику работы стандарты качества ЖКУ
Ремонты носят аварийный, а не профилактический характер. Действующие Программы КР не содержат критерии эффективности проводимых работ
Задачи реализации жилищно-коммунальной реформы в современный период
Для реализации целей реформы предлагается:
Разработать и реализовать эффективную программу ресурсосбережения в МД воды, тепла, газа, электроэнергии
Разработать новые формы договорных отношений с жителями на оказание ЖКУ с указанием объёмов, качества и оплаты за конкретный период.
Обеспечить постепенный переход от аварийно-восстановительного к планово-предупредительному, профилактике капитального ремонта.
Обеспечить взаимосвязь между уровнем оплаты и качеством ЖКУ на основе стандартов качества.
Организовать контроль за выполнением договорных обязательств в соответствии с принятыми стандартами качества.
Создать условия для привлечения жителей к реальному участию в управлении МД.
Главное – переход к профессиональному управлению и участию собственников в проводимой реформе

«Модернизация и реконструкция жилищного фонда с опорой на опыт государственно-частного партнерства Городского объединения домовладельцев в Санкт-Петербурге»

Докладчик: Питиримов Николай Владимирович., Зам. генерального директора Санкт-Петербургского фонда поддержки промышленности Комитета экономического развития, промышленной политики и торговли Правительства Санкт-Петербурга

Некоммерческое партнерство «Городское объединение домовладельцев» создано распоряжением губернатора Санкт-Петербурга №1321 от 14.12.1999. Учредители Партнерства: городские и районные объединения собственников жилья, Комитет по управлению городским имуществом Правительства Санкт-Петербурга, Санкт-Петербургский фонд поддержки промышленности.
Примеры государственно-частного партнерства с опорой на опыт Городского объединения домовладельцев:
Пример № 1. Капитальный ремонт
Адресная программа капитального ремонта жилых домов объединений собственников жилья Кировского района Санкт-Петербурга. Программа была реализована в 2001 году за счет средств бюджета Санкт-Петербурга совместно с Администрацией Кировского района при поддержке Законодательного Собрания Санкт-Петербурга и Комитета экономики и промышленной политики.
Заказчиком работ по капитальному ремонту выступило Городское объединение домовладельцев на основании договоров на передачу функции Заказчика объединениями собственников жилья и договора по исполнению функций Заказчика Территориальным управлением Кировского административного района Санкт-Петербурга. Участниками адресной программы капитального ремонта стали ЖСК по адресам: ул. Зины Портновой, д.13, ул. Зины Портновой, д. 17, к.1,Ленинский пр., д. 18, к. 2, бульвар Новаторов, д. 36, Бульвар Новаторов, д. 94, Дачный пр., д. 16, к. 7, Трамвайный пр., д. 13, к. 5.
Партнерством был проведен открытый конкурс по выбору подрядчиков на проведение капитальных ремонтов в жилых домах объединений собственников жилья Кировского района. В состав Конкурсной комиссии вошли представители Партнерства, Администрации Кировского района, Комитета Финансов, Комитета по содержанию жилищного фонда и Законодательного собрания. Конкурс прошел по 10 ЛОТам. Сумма выделенных бюджетных средств составила: 2 млн. 894 тыс. 571 руб. По результатам конкурса была получена экономия на сумму 465 тыс. 757 руб. 53 коп. За счет сэкономленных средств было сформировано дополнение к адресной программе и проведены дополнительные работы по капитальному ремонту на объектах ЖСК. Итоги конкурса были согласованы Администрацией Кировского района и утверждены на заседании Экпертно-промышленного Совета Администрации Санкт-Петербурга.
Пример № 2. Разработка и внедрение научно-исследовательской работы
Разработка и внедрение научно-исследовательской работы «Автоматизированная информационная система управления жилищным фондом (АИСУЖФ) Санкт-Петербурга было осуществлено в 2001-2003 годах. Система была разработана международным коллективом в составе: Городское объединение домовладельцев, ООО «ДАЙС Мультимедиа Текнолоджис» и Ганноверский университет (ФРГ) по заказу Комитете экономической политики и торговли Правительства Санкт-Петербурга и передана для эксплуатации в Комитет по содержанию жилищного фонда. Финансирование НИР было осуществлено 50% за счет бюджета Санкт-Петербурга и 50% внебюджетные средства Городского объединения домовладельцев с привлечением международного финансирования.
Разработанный и внедренный модуль технико-экономической инвентаризации домов в составе АСУЖФ позволяет в настоящий момент хранить в центральной базе данных информационной системы технические характеристики текущего состояния конструктивных элементов домовладений (фундамента, стен, перекрытий и т. д.), а также его инженерных систем. Всего более 240 характеристик. На 2011год в городе паспортизировано 9600 домов.
В 2012 году планируется осуществить разработку функционального модуля автоматизированной системы учета и мониторинга параметров энергетических паспортов многоквартирных домов жилищного фонда в составе АИСУЖФ.
Цель работы: подготовка прототипа энергетического паспорта (ЭП). Разработка спецификации эталонного ЭП; подготовка технического проекта функционального модуля учета и мониторинга (энергоаудита) параметров энергетических паспортов системы АИС; разработка технологии выполнения работ по подготовке исходных данных для заполнения ЭП по результатам энергоаудита зданий на основании проектной документации; разработка программного средства управления базой данных функционального модуля энергетических паспортов системы АИС ЖФ; апробация разработанных технологий на пилотных объектах проекта «Энергоэффективный квартал».
Пример № 3 - Разработка и реализация типовых решений в области повышения энергетической эффективности и ресурсосбережения в жилищной сфере
Партнерство совместно с Жилищным комитетом приняло участие международных проектах «BEEN - Baltic Energy Efficiency Network for the Building Stock / Прибалтийская сеть энергосбережения в жилищном фонде» с участием Германии, Латвии, Литвы, Эстонии и Белоруссии. (2005-2008 г.г.) и «Сеть BENN» (2008-2010 г.г.). www.been-online.de .
В рамках этих проектов были исследованы национальные стратегии капитального ремонта в контексте целей ЕС, а также сделан обзор потенциальных возможностей энергосбережения в жилищном фонде. Были исследованы структура жилищного фонда в Прибалтийских странах – членах ЕС, Германии, России, Беларуси, даны рекомендации по энергосберегающей санации для крупнопанельных многоэтажных жилых домов, 1950 -1990 г.г. постройки и определены лучшие национальные пилотные проекты. Финансирование осуществлялось за счет средств международного гранта, бюджета Санкт-Петербурга и внебюджетных средств Городского объединения домовладельцев.

В составе этих проектов Городское объединение домовладельцев» Санкт-Петербурга в 2005 -2007 годах реализовало образцовый пилотный проект по разработке проектно-сметной документации для энергоэффективной санации типового панельного 12-ти этажного жилого дома ТСЖ №1160.
Проект был включен в совместное заявление Министерства регионального развития Российской Федерации и Федерального министерства транспорта, строительства и городского развития Германии от 10.10.2007 г. Работы велись в рамках соглашения между Правительством Санкт-Петербурга и Федеральным министерством транспорта строительства и городского развития Германии от 06.12.2007 г.
Заключение по итогам реализации проекта представлено немецкой стороной в Заключительном отчёте «Прикладное исследование по энергосберегающей санации и модернизации жилого панельного дома в Санкт-Петербурге». Проект стал частью исследовательской программы ­Отраслевые исследования Федерального министерства транспорта, строительства и городского развития (БMВБС) и Федерального научно-исследовательского института по развитию строительства, городов и регионов (ББСР) www.bbsr.bund.de совместно с КфВ - банковской группой Кредитного учреждения по реконструкции, отделение Бонн www.kfw.de, ФРГ Федеральное министерство транспорта, строительства и городского развития, Берлин www.bmvbs.de www.iwoev.org www.ipbb.de.
Объектом энергосберегающей санации стал жилой дом, расположенный по адресу: Индустриальный проспект, дом 11, корпус 2. Имеет 10.758 м. общей площади. В доме 214 квартир. Собственник дома – ТСЖ №1160. В домашних хозяйствах зарегистрировано 454 человека, из которых 271 находятся в трудоспособном возрасте, 130 – пенсионеры. Были разработаны варианты типовой проектно-сметной документации энергосберегающей реконструкции здания и график работ для массовой 137 серии крупнопанельных жилых зданий. Работу по заказу Партнерства выполнили: ЗАО «Строительные традиции» и Geschäftsführer Ingenieurbüro für Projektentwicklung und Baubetreuung GmbH.

В 2012 году Городское объединение планирует совместно с Жилищным Комитетом Правительства Санкт-Петербурга оценить возможность завершения работ, используя средства Фонда содействия реформирования ЖКХ и предложенные средства финансирования энергоэффективных проектов.
Цель проекта состояла в планировании, проведении и финансировании энергосберегающей санации панельного жилого дома, являющегося типичным примером для панельных многоквартирных домов России. В санируемом здании была представлена репрезентативная среднестатистическая группа жильцов. Санация должна была быть
осуществлена без отселения жильцов по немецкому образцу. Проект был инициирован из следующих соображений: большого потенциала не санированных панельных домов, до сих пор незначительных инвестиций в эту область и недостаточного ноу-хау для энергосберегающей санации зданий в России. Основной задачей исследований было определение необходимых строительных работ, оценка строительных и финансовых затрат, проверка возможностей кредитного финансирования с учётом накоплений ТСЖ и собственных финансовых возможностей собственников. Кроме того были изучены и проверены условия государственной и муниципальной поддержки санации.
Пример № 4. Разработка и реализация проекта «Энергоэффективный квартал».
Топливно-энергетический баланс Санкт-Петербурга (конечное потребление)
Суммарное потребление топливно-энергетических ресурсов 15 842 тыс. т.у.т.
Конечное потребление топливно-энергетических ресурсов 12 579 тыс. т.у.т.

Цель проекта:
-повышение энергетической и экологической эффективности российской экономики,
-обеспечение инновационного развития Санкт-Петербурга за счет повышения энергетической эффективности и стимулирования энергосбережения при одновременном улучшении качества жизни населения.
Целевые индикаторы проекта:
- снижение общего уровня потребления энергоресурсов в квартале до 50 %к базовому уровню;
-расчетное сокращение выбросов СО2 к 2015 году до 65%от уровня 2009 года;
- 100% удовлетворение обоснованных потребностей населения и объектов социальной сферы квартала в энергетических ресурсах;
- снижение расходов городского бюджета в части оплаты энергоресурсов до 50 % к базовому уровню;
- снижение расходов населения на оплату энергетических ресурсов до 50 % к базовому уровню;
- увеличение доли инвестиций в энергосбережение на территории квартала с 5 % до 75 % от общей стоимости затрат на капитальный ремонт и модернизацию зданий, на инфраструктуру демонстрационной зоны.
Задачи проекта:
1. Определение границ квартала – до 250 тыс. кв. метров общей площади зданий со сроком эксплуатации более 20 лет. Многоквартирные дома массовой типовой застройки с проживающим населением соответствующим среднестатистическими показателями.
1.1. Выбор типовых зданий: многоквартирные жилые дома, школа, детский сад, поликлиника, административное здание.
1.3. Установление форм собственности на существующие объекты: частная собственность на квартиры, общедолевая собственность в объединениях собственников жилья, городская собственность на объекты социальной сферы.
1.4. Принятие организационных решений:
1.4.1. Решение собраний объединений собственников жилья и собственников квартир о проведение энергосберегающих мероприятий.
1.4.2. Формирование адресной программы энергосбережения и повышения энергетической эффективности для объектов социальной сферы.
1.4.3. Решение уполномоченного государственного органа власти о выделении малообеспеченным гражданам и многодетным семьям материальной помощи для участия в финансировании энергосберегающих мероприятий.
2. Проведение энергетического обследования инфраструктуры квартала и 100% паспортизации потребителей энергетических ресурсов, с использованием Автоматизированной информационной системе управления государственным и частным жилищным фондом Санкт-Петербурга (АИС ЖФ). 3. Оптимизация и регулирование расходов энергетических ресурсов в квартирах, в зданиях и в квартале.
3.1. 100% замена приборов учета электрической энергии на многотарифные приборы учета в квартирах и в домах.
3.2. Установка квартирных приборов учета на каждом отопительном приборе и общедомового счетчика тепла на отопление.
3.4. Регулирование расходов энергетических и иных видов ресурсов в квартирах и зданиях, их диспетчеризация. Внедрения общедомовых систем погодного регулирования.
4. Стимулирование энергосбережения потребителями ресурсов за счет модернизации договорных отношений.
4.1. Заключение кредитных договоров, договоров лизинга объединений собственников жилья (ТСЖ/ЖСК) с банками и международными финансовыми институтами для финансирования энергоэффективных мероприятий в многоквартирных домах.
4.2. Заключение энергосервисных контрактов объединений собственников жилья (ТСЖ/ЖСК) с энергосбытовыми компаниями для финансирования энергоэффективных мероприятий в многоквартирных домах на примере пилотных объектов реализуемых в различных районах города.
4.3. Возврат инвестиций обеспечивается за счет ежемесячных выплат равных сумме экономии тепловой и электрической энергии.
5. Повышение эффективности использования всех видов ресурсов за счет комплексного проведения в квартале энергоэффективных и ресурсосберегающих мероприятий.
5.1. Обеспечение расчетных показателей сбережения тепловой энергии при проведении комплексной модернизация систем теплоснабжения, включая:
5.1.1. 25-30% при установке компактных блочных автоматизированных тепловых пунктов в зданиях и установка автоматических балансировочных клапанов на стояках системы отопления или на ее горизонтальных поэтажных ветвях.
5.1.2. до 30% при установке малоинерционных энергоэффективных медно-алюминиевых конвекторов.
5.1.3. 15%-20% при установке термостатических регуляторов в помещениях на каждом отопительном приборе.
5.1.4. 10% при создании системы автоматического комплексного управления транспортировкой тепловой энергии в квартале.
5.1.5. 2,5% при утеплении отопительного трубопровода на техническом этаже.
5.2. Проведение модернизации систем электроснабжения зданий и квартала, куда входит:
5.2.1. Компенсация реактивной мощности с установкой устройств: в трансформаторных подстанциях и зданиях.
5.2.2. Реконструкция и модернизация лифтового хозяйства. Внедрение схемы работы лифтов с парным управлением, использование частотных регуляторов для главного привода лифтов.
5.2.3. Создание дистанционного управления энергопотреблением в квартале, включая единого диспетчерского центра в квартале.
5.3. Обеспечение расчетных показателей сбережения электрической энергии, включая:
5.3.1. до 95% при использовании при освещении лестничных площадок многоквартирных домов датчиков присутствия.
5.3.2. 80% при замене ламп накаливания на энергосберегающие осветительные приборы: компактные люминесцентные лампы, светодиодные лампы.
5.3.2. 40% при использовании при наружном освещение натриевых ламп высокого давления.
5.4. Обеспечение расчетных показателей сбережения тепловой энергии за счет энергосберегающей реконструкции зданий:
5.4.1. 24%-28% при утеплении фасада здания с выполнение современных требований по тепловому сопротивлению наружных ограждений.
5.4.2. 23% - 26% при замене дверных и оконных заполнений и устройстве наружных тамбуров с применением современных энергосберегающих технологий, остекление лоджий и балконов.
5.4.3. 4%-5% при утеплении перекрытий верхнего этажа.
5.4.4. 2%-3% - при утеплении перекрытий подвала.
6. Приоритетное использование конкурентоспособных российских и совместных научно-исследовательских разработок, технологий и услуг.
7. Разработка и реализация типовых решений в области повышения энергетической эффективности и ресурсосбережения на примере массовых серий крупнопанельных жилых зданий.
8. Формирование частно-государственного партнерства для финансирования реализации проекта. Использование системы грантов российских и международных организаций. Использование долгосрочных кредитов российских и международных финансовых институтов для реализации проекта. На сегодня выразила заинтересованность Северная Экологическая Финансовая Корпорация (НЕФКО) в кредитовании проекта в размере до 5 млн. ЕВРО.
9. Совершенствование нормативной правовой и методической базы по результатам проекта.
9.1. Изменение Территориально-строительных норм (ТСН) Санкт-Петербурга «Энергетическая эффективность жилых и общественных зданий. Нормативы по энергопотреблению и теплозащите».
10. Реализация мер экономического стимулирования энергосбережения при создании и в процессе эксплуатации энергоэффективного квартала.
10.1. Субсидирование процентных ставок по кредитам коммерческих банков и международных финансовых организаций, предоставляемых для реализации проектов энергосберегающей реконструкции зданий, а также субсидирование лизинговых платежей.
10.2. Создание гарантийного фонда для предоставления кредитным учреждениям обеспечения кредитов на реализацию проектов энергосберегающей реконструкции зданий.
10.3. Освобождение от налогообложения имущества в части оборудования, приобретаемого по договорам финансового лизинга для реализации проектов энергосберегающей реконструкции зданий на срок действия договоров лизинга.
11. Пропаганда энергосбережения среди населения и обучение энергетической эффективности всех групп потребителей.
11.1. Создание внутриквартального информационно-консультационного и обучающего центра.
11.2. Участие в реализации федерального проекта «УПРАВДОМ».
11.3. Формирование совместно с социально ответственными компаниями практического курса для управляющих домами по применению современных технических решений в области энергетической эффективности и энерго и ресурсосбережения.
12. Содействие международному обмену знаниями и опытом ЕС в области государственно-частного партнерства по защите окружающей среды и климата. Установление международного партнерства для реализации образцовых экологических, энергоэффективных и ресурсосберегающих проектов на территории энергоэффективного квартала.
Этапы реализации проекта:
I этап. Определение границ, параметров и структуры демонстрационной зоны. Диагностика текущего состояния окружающей среды и существующего технического состояния объектов.
II этап. Разработка проекта демонстрационной зоны на основе технических заданий: «Энергоэффективный квартал», «Считай, экономь и плати», «Новый свет» и «Энергоэффективное социальное учреждение», утвержденных рабочей группой «Энергоэффективность» при Комиссии при Президенте Российской Федерации по модернизации и технологическому развитию экономики России.
III этап. Правовое, финансовое и информационное обеспечение проекта.
IV этап. Реализация проекта. Получение суммарной экономии энергетических ресурсов от эксплуатации демонстрационной зоны в размере 50%от начального уровня.
V этап. Обобщение и тиражирование результатов реализации проекта демонстрационной зоны.
Пример № 5 Комплексное повышение энергоэффективности в рамках реализации Концепции «Зеленый город/Green City»
В апреле 2011 года Партнерство заключило договор о сотрудничестве с ООО «Р-Энерго». Предметом договора является совместное проведение сторонами пилотного проекта по реконструкции, модернизации и эксплуатации домовладений и ЖКХ на территории Санкт-Петербурга. С мая по август 2011 года были подписаны первые в Санкт-Петербурге энергосервисные контракты для ТСЖ, ЖСК и ЖК между Партнерством и российско-норвежской компанией ООО «Р-Энерго инжиниринг».
В настоящий момент Партнерство участвует в реализации типового энергосервисного контракта для всех организационных форм собственности в многоквартирных домах 137 серии.
Цель проекта состоит в планировании, проведении и финансировании мероприятий по повышению уровня энергосбережения панельных жилых домов, являющихся типичным примером для панельных многоквартирных домов России. В рассматриваемых зданиях представлена репрезентативная среднестатистическая группа жильцов.
Проект будет разрабатываться в качестве пилотного в контексте российско-норвежского сотрудничества, с возможностью применения Норвежских Систем Энергетического Менеджмента/Аудита и моделей и методов планирования. Будут учтены также варианты долгосрочного развития цен и соответствующие риски.
Опыт, накопленный при реализации данного пилотного проекта на территории г. Санкт-Петербурга будет использован в других аналогичных проектах на территории города и Российской Федерации в целом.
Основная задача работы состоит в определении потенциала повышения энергоэффективности зданий, оценке строительных, ремонтных и финансовых затрат, проверке возможностей кредитного финансирования с учётом накоплений ТСЖ и собственных финансовых возможностей собственников. Кроме того изучаются условия государственной и муниципальной поддержки мероприятий.
В этом исследовании будет обобщена и проанализирована информация, имеющаяся по проекту, установлена предварительная рентабельность проекта, а также рассмотрены прочие технико-экономические параметры проекта.
Будущее энергоэффективного развития Санкт-Петербурга:
В Санкт-Петербурге типовая крупнопанельная застройка составляет порядка 53%жилищного фонда. Прогнозное значение снижения выбросов углекислого газа в результате осуществления комплекса энергосберегающих мероприятий составит 65 %.
Число квартир в типовых панельных жилых домах составляет 724620 квартир, общей жилой площадью 89 260,27 тыс. кв.м. Ежегодный экономический эффект от снижения затрат на отопление после энергоэффективной реконструкции составит порядка 4 МЛРД. ЕВРО в год. Представленный экономический эффект – это теоретический потенциал снижения затрат на отопление при одновременной реконструкции панельных зданий.
Предложения по сотрудничеству с заинтересованными организациями:
Участие финансовых институтов и образовательных учреждений в реализации инициированных Городским объединением домовладельцев проектов:
- «Энергоэффективный квартал – демонстрационная зона защиты окружающей среды и климата» и отдельные пилотные проекты на его территории;
- практический курс для управляющих домами по применению современных технических решений в области энергетической эффективности и энерго и ресурсосбережения в рамках федерального проекта «УПРАВДОМ» в Санкт-Петербурге;
- пропаганда энергосбережения и повышения энергетической эффективности среди собственников жилья Санкт-Петербурга в рамках международного проекта «Energy Efficiency – Innovation policy of the state and civil society. Social responsibility towards future generations»/ Энергоэффективность – инновационная политика государства и гражданского общества. Социальная ответственность перед будущими поколениями».




Стандарты и правила деятельности по управлению МКД

Докладчик: Давидович В.В., исполнительный директор НП СРО "ГПУОН"

Управление многоквартирным жилым домом – это согласованная деятельность собственников помещений в многоквартирном доме или лиц , привлеченных ими, направленная на обеспечение благоприятных и безопасных условий проживания граждан, надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, решения вопросов пользования общим имуществом, а также предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Ст. 161 Жилищного Кодекса Российской Федерации описывает общие требования к деятельности по управлению многоквартирными домами. Министерством регионального развития РФ, НП содействия развитию жилищно-коммунального хозяйства «Развитие» проводится работа по подготовке «Стандартов и правил деятельности по управлению многоквартирными домами» на территориях субъектов РФ.
Стандарты разрабатываются в соответствии с Жилищным кодексом РФ, Федеральным законом «О техническом регулировании», Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, Стандартами Национальной системы стандартизации Российской Федерации.
Пока документ не утвержден, у нас есть возможность ознакомиться с проектом и внести необходимые поправки и дополнения. В журнале «ЖКХ –mix» НП СРО Гильдия профессиональных управляющих объектами недвижимости уже начала обсуждение данного документа, с проектом Стандартов можно ознакомиться на сайте ГПУОН.
Прежде всего в документе раскрывается понятие «Управляющая компания»
На сегодняшний момент ,согласно ЖК, определены три способа управления многоквартирными домами:
- непосредственное управление ;
- ТСЖ,ЖСК или специализированный потребительский кооператив;
-управляющая компания.
Во всех этих случаях, если между собственниками помещений в многоквартирном доме и управляющей компанией, ТСЖ, ЖСК , кооперативом заключены договора на управление , то вне зависимости от статуса и управляющая компания, и ТСЖ,ЖСК и кооператив ,собственники( при непосредственном управлении) признаются управляющими компаниями, осуществляющими деятельность по управлению многоквартирным домом.
Таким образом данные Стандарты и правила распространяются на деятельность всех видов организаций, связанных с управлением МКО.
Обеспечение благоприятных и безопасных условий проживания граждан и надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме
Разработка стандартов во всем мире осуществлялась и осуществляется с единственной целью: обеспечение качества производимых работ ,товаров, услуг. Производя определенный перечень шагов ,описанный в документе - мы должны произвести качественную услугу.
Качество определяется исходя из текущего состояния объекта. Невозможно обеспечить качество обслуживания категории «люкс» в доме,имеющем 70-ти % износ, в доме где десятилетиями не проводились ремонтные работы текущего и капитального характера. Поэтому уже в Стандартах долен быть прописан тот минимальный перечень работ, который необходим для обеспечения безопасности зданий, должен быть прописан минимальный объем проведения периодических осмотров и контрольных проверок технического состояния здания.Должен быть прописан классификатор жилого фонда,который послужит и тарифным индексатором, применяемым к домам с высоким % износа до проведения капитального ремонта и реконструкции. И прежде всего законодательно должен быть утвержден Регламент безопасности здания.
Первым шагом при заключении договора между собственниками и управляющей компанией должен стать мониторинг здания, в приложении к договору должен быть приложен паспорт здания, описывающий техническое состояние здания (акты осмотра, дефектные ведомости).. Имея такой документ можно говорить о перечне работ и соответственно тарифах на обслуживание.
Таким образом, мы перешли к следующему разделу:
Определение размера платы за содержание и ремонт жилого помещения;
невозможно по равным тарифам эффективно производить обслуживание памятников архитектуры, новых построек, «хрущевок». Повторюсь: должен быть классификатор зданий, Как пример можно рассмотреть Распоряжение Комитета по тарифам Санкт-Петербурга № 334-р от 13.12.2010 « Об установлении тарифов для расчета размеров платы за коммунальные услуги» где устанавливается размер платы за отопление для жителей домов в зависимости от вида , года постройки, материалов изготовления, высотности . Так и в обслуживании должен вводится тариф не только исходя из минимального перечня работ и услуг, но и по принципу «необходимости и достаточности»
IV.Осуществление расчетов с нанимателями и собственниками жилых помещений и взимание с них платы за содержание и ремонт жилого помещения и коммунальные услуги.
Это один из самых сложных разделов, который вызывает много вопросов. О расщеплении платежей много писалось. Расщепление платежей – защита ресурсоснабжающих организаций. Но получат ли деньги управляющие компании? У ресурсоснабжающих организаций всегда будет рычаг для получения долгов с собственника. Для управляющих компаний – остаются только судебные дела с собственниками и обязанность по оплате общедомовых ресурсов, которыми пользовался собственник. Прописывая минимум выполняемых работ ,услуг по содержанию общего имущества в доме, не оговаривается объем к выполнению при задолженности по оплате услуг собственниками. А ведь это: заработная плата сотрудников, налоги, хоз.средства, инвентарь, необходимые для выполнения данных услуг и быстрое банкротство для небольших частных компаний, появившихся на рынке услуг ЖКХ за последние 5 лет. Прямое подтверждение этому - последние публикации в газете «Деловой Петербург» за последний месяц: 29 февраля 2012г.- «Частные управляющие компании Ленобласти покидают рынок ЖКХ», 20марта 2012 - «Небольшие управляющие компании покидают рынок ЖКХ Петербурга» .При том что частные компании гораздо эффективнее Жилкомсервисов - им гораздо сложнее удержаться на рынке.
Более подробно с проектом Постановления Правительства «Об установлении стандартов и правил деятельности по управлению многоквартирными домами» можно ознакомиться на сайте Некоммерческого партнерства саморегулируемая организация «Гильдия профессиональных управляющих объектами недвижимости» www.gpuon.ru
Просим компании, заинтересованные во внесении изменений в данный законопроект присылать свои комментарии и оценки на наш электронный адрес: info@gpuon.ru или np-uon.bk.ru

«ИННОВАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ ИНТЕГРАЦИОННЫХ ПЛАТЕЖЕЙ ЗА УСЛУГИ ЖКХ ПО МЕТОДУ "ОДНОГО ОКНА"
Докладчик: Петров Валерий .Александрович ., проф. г. Дубна Московская обл, ОАО Приборный завод «Тензор»

В докладе рассматриваются новые подходы к использованию метода «одного окна» для реализации интеграционных платежей за услуги жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ) на основе предлагаемых новых технических решений. Они направлены на объединения усилий всех поставщиков жилищно-коммунальных услуг (ЖКУ) в достижении единых задач нормального функционирования рынка ЖКХ для создания комфортных условий проживания населения.

Полностью ознакомиться с инновационной моделью интеграционных платежей по методу «одного окна» можно в № 1(17)/2012 или на сайте www.gkh-miks.ru

«Опыт Эстонии по управлению МКД»
Докладчик: Козлова Светлана ., председатель квартирного товарищества
г. Таллин
Правительство Эстонской Республики 17.01.2008 года утвердило новый « План развития жилищной сферы Эстонии на 2008-2013годы »-это стратегический документ по развитию жилищного сектора. Задачей плана является постановка стратегических целей в этой сфере и предложение возможных решений на трех важных уровнях:
-обеспечение доступности жилья
-сохранение и развитие жилищного фонда
-улучшение качества жизни.
В Эстонии институт квартирного товарищества существует с 1995 года.
Союз Квартирных Товариществ основанный в 1996 году защищает интересы квартирных товариществ на государственном и местном уровне, организовывает консультирование и обучение правления квартирных товариществ.
НКО Ассоциация Руководителей Квартирных Товариществ создано в феврале 2009 г. для популяризации и развития движения квартирных товариществ
Согласно принятому 17 мая 2000 года постановлению Таллиннской городской мэрии №33 предусмотрены дотации на покрытие расходов на обучение лиц, связанных с деятельностью квартирного товарищества.
Осуществление мер плана развития жилищной сферы Эстонии финансируется бюджетом, структурными фондами Европейского Союза и средствами KredEx.
Цель пособия на реновацию жилья от KredEx заключается в том, чтобы мотивировать жильцов проводить комплексную реконструкцию квартирного дома, в результате которой:
- увеличится энергоэффективность с учётом требований к внутреннему климату зданий;
-повысится класс энергетического паспорта здания;
-расширится использование возобновляемой энергии.
В Эстонии работает проект «Приведем дворы в порядок»
В 2012 году квартирные товарищества могут ходатайствовать о городском пособии на благоустройство дворовых зон. На реализацию данного проекта из городского бюджета 2012 года выделено 639 000 евро.
С 2011 года можно ходатайствовать пособие и на установку во дворах камер безопасностей, а так же на реконструкцию или снос хозяйственных строений.
Содержание жилищного фонда Эстонии в порядке лежит на плечах собственников и поддержки на государственном и местном уровне.

«Роль ВЦКП «Жилищное хозяйство» в жизни г. Санкт-Петербурга»
Докладчик: Локтионов Александр Леонидович . зав. отд. развития ГУП ВЦКП «Жилищное хозяйство»
В 1980г. в г. Ленинграде, в целях обеспечения эффективного функционирования жилищно-коммунального хозяйства было принято решение о создании «Информационно вычислительного центра автоматизированной системы управления жилищным хозяйством Ленинграда». В 1998г предприятие получило название ГУП ВЦКП.
В настоящее время ГУП ВЦКП «Жилищное хозяйство» является современным коммерческим предприятием, открытым для клиентов и нацеленным на постоянное увеличение количества и качества предоставляемых услуг, предлагает модели обслуживания максимально ориентированные на клиента.
ГУП ВЦКП «Жилищное хозяйство» также предоставляет различное программное обеспечение для управляющих организаций в сфере управления многоквартирными домами, является компетентным и надежным партнером.
Предприятие преодолело вместе с городом период реформ 90г., давая городу все более новые информационные системы, на основе которых работает паспортная служба(УФМС), производиться регистрационный учет граждан, программное обеспечение для руководителей и бухгалтеров управляющих организаций. В настоящее время при участии ГУП ВЦКП «ЖХ», в рамках работ по развитию ИАС «Одно окно» в Санкт-Петербурге в каждом районе города созданы единые многофункциональные центры, позволяющие в настоящее время, кроме прочего:
- оформлять документы на получение субсидий;
- оформлять документы на получение мер социальной поддержки;
- получать без участия заявителей сведения по формам 7,9 (характеристика жилого помещения, регистрационный учет граждан).
Городской центр жилищных субсидий входит в структуру ГУП ВЦКП «ЖХ». Центр осуществляет прием заявлений и документов от граждан на предоставление субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, а также выполняет подавляющую часть административных действий, составляющих содержание государственной услуги и обеспечивающих создание результата ее предоставления.
Также стоит отметить что в г. Санкт Петербурге программа монетизации льгот проводилась с непосредственным участием ГУП ВЦКП «ЖХ», данная инициатива правительства была реализована в нашем городе не вызвав социальной напряженности в отличие от других регионов.
Предприятие имеет сильную социальную ориентированность, и прикладывает все усилия для получения гражданами качественных жилищно-коммунальных коммунальных услуг, обрабатывая информационные потоки в данной сфере.
Более подробную информацию о деятельности ГУП ВЦКП «Жилищное хозяйство» читайте в разделе «Услуги» данного номера журнала.

22 март 2012

2013-2023
© Ленинградский ритм

Поддержка сайта