От лицензирования до кадров в ЖКХ: итоги конференции «Капитальный ремонт многоквартирного дома. Вопросы лицензирования управляющих компаний»
Специалисты из регионов России, стран СНГ и зарубежья (США, Китая, Германии, Франции, Чехии, Австрии и Финляндии) обсудили актуальные проблемы жилищно-коммунальной сферы: повышение качества системы капительного ремонта многоквартирных домов, внедрение энерго- и ресурсосберегающих технологий, лицензирование управляющих компаний, благоустройство городских территорий, а также вопросы обращения с отходами, модернизации коммунального хозяйства, подготовки и переподготовки кадров для ЖКХ.
Событие № 1
Одним из ключевых мероприятий выставки и конференции «ЖКХ России» стала конференция «Капитальный ремонт многоквартирного дома. Вопросы лицензирования управляющих компаний», затронувшая проблемные вопросы формирования системы капитального ремонта многоквартирных домов, а также получения лицензий управляющими компаниями, которые обслуживают многоквартирные дома по всей России.
Организаторы и доклады
Организатором конференции выступил Жилищный комитет Санкт-Петербурга, непосредственным организатором и информационным партнером – журнал «ЖКХ МИКС». Модератором конференции стал Владислав Воронков, генеральный директор СРО НП ПЖК «МежРегионРазвитие». На конференции было представлено более 10 докладов, посвященных острым темам, которые касались как организации, так и правовой поддержки и проведения капитального ремонта в Петербурге и в других городах, а также получения лицензий управляющими компаниями.
В Президиум Конференции вошли: Кузин Юрий Эдуардович, Заместитель начальника Инспекции - заместитель главного жилищного инспектора Санкт-Петербурга; Созинов Павел Борисович, член регионального штаба ОНФ в Санкт-Петербурге. Руководитель рабочей группы «Качество повседневной жизни»; Загорняк Павел Викторович - Руководитель конструкторского отдела ООО «ОЛИМП-ЛИФТ»; Кирсанов Сергей Алексеевич, зав. кафедрой ГМУ СПбИГО, Президент Института Муниципального развития; Чекалин Вадим Сергеевич, д.э.н., заведующей кафедрой экономики и менеджмента в городском хозяйстве СПбГЭУ.
Доклад на тему «О ходе лицензирования управляющих компаний Санкт-Петербурга» представил Юрий Кузин, заместитель начальника Инспекции, заместитель главного жилищного инспектора Санкт-Петербурга. Согласно данным его доклада, «со второй половины 2014 года значительные изменения произошли в сфере управления жилищным фондом в Российской Федерации. Учитывая высокий общественный резонанс, связанный с качеством и полнотой предоставления жилищно-коммунальных услуг, а также влияние таких услуг на безопасность жилищного фонда, с 2015 года предусмотрен переход к лицензированию деятельности управляющих организаций.
До 1 мая 2015 года управляющие организации должны получить лицензию на управление многоквартирными домами. Лицензия предоставляется без ограничения срока ее действия и действует только на территории того субъекта Российской Федерации, в котором она выдана. После 1 мая 2015 года осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами без лицензии запрещается.
С введением лицензирования значительно повышается ответственность управляющих организаций, вводится оценка соответствия соискателя лицензии и лицензиата требованиям федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними иных правовых актов РФ.
В отличие от требований при государственном надзоре лицензионные требования включают в себя требования к созданию и деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Так, должностные лица управляющих компаний обязаны пройти квалификационную аттестацию - сдать экзамен.
Оценка деятельности управляющей компании начинается уже с момента подачи заявления о предоставлении лицензии, когда начинается проверка достоверности предоставленных соискателем лицензии сведений, в том числе размещенных в открытом доступе в сети Интернет. Лицензионный контроль предусматривает проверку достоверности таких сведений путем проведения внеплановой проверки непосредственно по месту расположения соискателя и месту предоставления им жилищно-коммунальных услуг.
В перечень лицензионных требований могут быть включены также требования о наличии у соискателя лицензии и лицензиата помещений, зданий, сооружений, оборудования и технической документации, необходимых для выполнения работ, оказания услуг; наличие работников, имеющих профессиональное образование, обладающих соответствующей квалификацией и имеющих необходимый стаж работы; а также отсутствие у соискателя лицензии и лицензиата задолженности по обязательствам перед третьими лицами.
Так, предметом внеплановой выездной проверки соискателя лицензии являются состояние помещений, зданий, сооружений, технических средств, оборудования, и наличие необходимых для осуществления лицензируемого вида деятельности работников в целях оценки соответствия таких объектов и работников лицензионным требованиям.
Все документы лицензиата, вся его история и результаты лицензионного контроля с момента подачи им заявления о предоставлении лицензии формируются в одном Лицензионном деле управляющей компании, которое ведётся на протяжении всего времени существования юридического лица.
Впервые при государственном регулировании к рассмотрению вопросов соответствия управляющей организации требованиям законодательства привлекаются общественные и саморегулируемые организации путём их вхождения в состав Лицензионной комиссии Санкт-Петербурга, созданной Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 26.11.2014 №1067.
Кроме того, дополнительные рычаги воздействия на управляющую организацию предоставляется самим собственникам жилья – советам многоквартирного дома, общим собраниям собственников помещений в многоквартирном доме. Так, окончательный выбор управляющей организации, независимо от решения Лицензионной комиссии, остаётся непосредственно за собственниками помещений в многоквартирном доме, которые на своём общем собрании могут принять решение о сохранении договорных отношений именно с этим лицензиатом.
В тоже время повышается и административная ответственность за нарушение лицензионных требований, за исключением требований соблюдения Стандарта раскрытия информации. Статьёй 14.1_3 КоАП РФ предусмотрен штраф для должностных лиц от 50 до 100 тысяч рублей вплоть до дисквалификации, для юридических лиц - от 250 до 300 тысяч рублей.
Кроме того, статьёй 7.23_3 КоАП РФ введена административная ответственность за нарушение правил осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами - для должностных лиц от 50 до 100 тысяч рублей вплоть до дисквалификации, для юридических лиц - от 150 до 200 тысяч рублей. Рассмотрение дел об указанных административных правонарушениях производится судьями.
Стандарт раскрытия информации управляющими компаниями в скором времени будет отменен. С 1 июля 2016 года управляющие компании обязаны размещать в Государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства информацию, предусмотренную Федеральным законом о ГИС ЖКХ. Административная ответственность за нарушение закона предусмотрена статьями 13.19_1 КоАП РФ (прокуратура): наложение административного штрафа на должностных лиц в размере тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - двухсот тысяч рублей. За повторное нарушение для должностных лиц предусмотрена дисквалификация на срок от 1 до трёх лет. Также будет с 01.05.2015 ответственность установлена по ст. 13.19_2 КоАП РФ».
От истории к современности
Исторический экскурс в недавнее прошлое Петербурга провела Ксения Шарлыгина, главный архитектор ЛенЖилНииПроекта, в своем докладе «Реконструкция и капитальный ремонт исторического центра Санкт-Петербурга». Докладчик поделилась накопленным за годы работы организации опытом, помогающим теперь сотрудникам ЖКХ и реставраторам работать в сложном районе – старом Петербурге, который необходимо как модернизировать, так и сохранять в историческом виде.
Лифтовой вопрос
Капитальному ремонту лифтов и лифтового оборудования, а также обслуживанию лифтов были посвящены доклады Рената Мамлеева, генерального директора ООО «Радел», Александра Пурия, генерального директора ООО «ОДС», и Павла Загорняка, руководителя конструкторского отдела ООО «ОЛИМП-ЛИФТ». Господин Загорняк подробно рассказал о современном рынке бытовых лифтов, а также о разнице между полной и частичной модернизацией, остановился на принципиальных отличиях модернизации от капитального ремонта и замены лифта. Согласно определению докладчика, модернизация – это комплекс работ, направленный на повышение безопасности и технического уровня находящегося в эксплуатации лифта до уровня, установленного настоящим техническим регламентом. Главное отличие модернизации лифта от его замены состоит в том, что при модернизации не меняются металлоконструкции, расположенные в шахте. Капитальный ремонт лифта – это проведение ремонта или замены отдельных узлов и деталей лифтового оборудования, выработавших свой ресурс или близких к его выработке. Капитальный ремонт лифтов может выполняться на лифтах, срок службы которых не достиг предельного, поскольку долговечность работы лифтов напрямую зависит от интенсивности и условий эксплуатации, требований безопасности, качества заводского изготовления.
Господин Пурий в докладе «Задачи и их решении при построении системы диспетчерской связи» также обратил внимание на актуальные лифтовые проблемы в современной многоэтажной России. Он отметил, что «за последние 10-15 лет состояние диспетчеризации в СПб существенно изменилось. Если в конце 90-х годов менее половины лифтов были оснащены проводной переговорной связью на основе разработок 70-80 годов, то на сегодняшний день ориентировочно 50% лифтового парка города оснащено современным оборудованием диспетчерской связи с использованием выделенных частот. Около 25% - с использованием каналов сотовых операторов стандарта GSM, примерно 5% с использованием систем Интернета (ШПД), ещё 10 % лифтов оснащены проводными системами устаревшего типа, и на остальных 10% диспетчеризация отсутствует». По его словам, капитальный ремонт 2000 лифтов в 2014 году в Петербурге изменил состояние диспетчеризации в лучшую сторону, хотя ошибок в проектах и сметах, которые приводили к потерям времени и ненужным финансовым тратам, не удалось избежать.
Доходный дом на стилобате
Климент Кан, президент Национального Фонда Развития ЖКХ, в докладе «Разработка и реализация проектов по капитальному ремонту и реконструкции МКД с надстройкой и обстройкой здания» рассказал об опыте реконструкции старых домов с попутным капитальным ремонтом и переводом части жилого фонда в предназначенный для сдачи в аренду, а также поведал о конструировании «модного» ныне стилобата в новостройках и создании принципиально новой среды для проживающих в нем людей.
Как собирать на капремонт?
Герман Ломтев, генеральный директор Общероссийского Объединения «Российская Жилищная Федерация», в докладе «Обоснование способа формирования фонда капитального ремонта на основе конкретных условий эксплуатации данного строения» рассмотрел острый вопрос выбора жителями способа накоплений денег на проведение капремонта – на спецсчет или в «общий котел» регионального оператора. Он провел анализ обоснования способа формирования фонда капитального ремонта на основе конкретных условий эксплуатации данного строения, рассмотрел практику начисления и сбора взносов в фонд капитального ремонта при разных способах формирования фонда и заданных параметрах строения. Докладчик также отметил, что при выборе способа нужно учитывать следующие факторы:
- соответствие срока службы элементов общего имущества сроку проведения работ, предусмотренному региональной программой капитального ремонта;
- оценку размера фонда, расходов по смете капремонта и путей привлечения дополнительных средств при разных способах формирования фонда;
- обоснование сохранения или изменения способа формирования фонда капремонта с учетом норм законодательства и практики их применения.
ЖКХ-менеджмент сегодня
Директор Центра дополнительного образования ФГБОУ ВПО «СПбГТЭУ» Вячеслав Саморуков остановился в своем докладе «Сити-менеджмент: подготовка кадров в системе ЖКХ» на типичных проблемах в области кадровой политики, с которой сегодня сталкивается отрасль. По его словам, сегодня в России специалистов для ЖКХ готовят в основном строительные вузы и, как правило, с уклоном на техническую эксплуатацию. В Санкт-Петербурге осуществляют подготовку специалистов для ЖКХ только 3% вузов.
Доля работников ЖКХ с высшим профильным профессиональным образованием составляет не более 7%. Статистическая отчетность свидетельствует, что до 2014 года в сфере управления ЖКХ 80% персонала ни разу не проходили соответствующую программу профессиональной переподготовки и/или повышения квалификации.
Докладчик обратил внимание слушателей на существование Президентской программы подготовки управленческих кадров для народного хозяйства Российской Федерации – программы повышения квалификации «Сити-менеджмент: эффективное управление в системе ХКХ» (Минэкономразвития России), а также на модульные дополнительные профессиональные программы с правом присвоения профессиональной квалификации по накопительной системе, разработанные в Санкт-Петербургском государственном торгово-экономическом университете и помогающие формировать на них основе большое количество программ, призванных улучшить подготовку кадров для сферы ЖКХ.
Кластерная история
Докладчик Николай Питиримов, председатель Совета Директоров Санкт-Петербургского Кластера Чистых технологий для городской среды, в своем докладе, который стал одним из финальных на конференции, коснулся вопроса существования и деятельности одноименного Кластера в условиях петербургской действительности. Он остановился на целях кластера, которые заключаются в разработке и реализации эффективных программ и кластерных проектов, основанных на объединении информационных, финансовых, технологических и иных ресурсов участников Кластера, а также на привлечении внешнего финансирования в сферу ЖКХ. Господин Пиритримов также рассказал об инициативах и разработках Кластера, особенно в сфере энергосбережения – об известном проекте «Энергоэффективный квартал».
3 апрель 2015